None

Рогов Алексей Гаврилович

Слесарь депо станции Красноярск, руководитель восстания красноярских железнодорожников в 1905—06 годах. При советской власти — один из руководителей ЦК профсоюзов железной дороги

Рогов Алексей Гаврилович

Рогов Алексей Гаврилович (1886—1950) — слесарь депо станции Красноярск, руководитель восстания красноярских железнодорожников в 1905—06 годах. При советской власти — один из руководителей ЦК профсоюзов железной дороги.

Алексей Гаврилович Рогов родился в селе Дурасово Пензенской губернии. Он участник революционного и профсоюзного движения, советский государственный деятель.

— В Красноярск семья Роговых переехала в конце 1890-х годов, — рассказывает Константин Карпухин, краевед. — Алексей окончил приходскую школу, работал слесарем. Отец и Алексей Роговы поступили на работу в главные железнодорожные мастерские. В ноябре 1902 года Рогов был активным участником так называемой билетной стачки, а в августе 1903 года вместе с Росляковым и Строгановым возглавил трёхдневную стачку рабочих — учеников. В том же году вступил в РСДРП. В январе 1904 года уволен из мастерских за неблагонадёжность. В поисках работы уезжает в Питер. По возвращении в 1905 году устраивается слесарем в депо станции Красноярск.

Его избирают членом Красноярского партийного подпольного комитета РСДПР. Во время декабрьского вооруженного восстания рабочих Красноярских железнодорожных мастерских и депо он — один из руководителей выступления.

После подавления восстания Рогов был заключён в тюрьму, но 14 мая 1906 года бежал и вскоре появился в Баку под именем Трофима Рябова. Там он работал в “Совете безработных” и в “Союзе нефтепромышленных рабочих”. По заданию Бакинского комитета РСДРП участвовал в убийстве управляющего завода “Восточное общество”. Здесь снова арест, опять побег, и Рогов оказывается на Дальнем Востоке, где становится членом Харбинского комитета РСДРП. В 1909 году Рогов нелегально приезжает в Красноярск. Он работает машинистом на кирпичном заводе Беккера и активно участвует в деятельности Красноярской партийной организации. В июне 1911 года организует забастовку рабочих кирпичного завода и строителей военного городка. Стачка завершилась победой, но Рогова арестовали, опознали и приговорили к восьми годам каторги, которую он отбывал в известном своей жестокостью Александровском централе.

После Февральской революции Алексей Гаврилович снова в Красноярске. Он был одним из руководителей Красноярской большевистской организации, членом Среднесибирского областного бюро РСДРП(б). Избран депутатом Учредительного собрания. Член ВЦИК IV созыва, нарком путей сообщения РСФСР (НКПС) в феврале — мае 1918 года, делегат VII съезда РКП(б).

— На посту наркома путей сообщения Рогов пробыл всего несколько месяцев, но сделать успел немало, — отмечает Константин Карпухин. — Для работы в народном комиссариате путей сообщения были привлечены опытные специалисты-железнодорожники. 26 марта 1918 года издан Декрет Совета народных комиссаров “О централизации управления, охране железных дорог и повышении их провозоспособности”. 18 апреля основан Экспериментальный институт путей сообщения. В апреле же, благодаря Рогову, были созданы Северный, Балтийский, Московский, Верхневолжский, Нижневолжский, Самарский, Кавказский, Уральский, Туркестанский, Сибирский и Амурский округа железных дорог. В мае создан Высший технический совет при НКПС (с августа 1919 года — Технический комитет, с июня 1922 года — Высший технический комитет, с апреля 1923 года — Научно-технический комитет). НКПС подготовил и представил в правительство план снабжения дорог европейской России и Сибири всеми видами топлива.

В годы Гражданской войны находился на Южном и Восточном фронтах. В октябре 1922 года Алексей Рогов вошёл в состав ЦК профсоюза железнодорожников, затем работал в Наркомвнешторге и ВСНХ. Входил в Общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев. В 1936 году ушёл на пенсию. Умер Алексей Гаврилович в 1950 году.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА