Проспект культуры

Картины Василия Сурикова «затанцевали» в Красноярске

Одних костюмов, специально исторически стилизованных, было пошито 128 комплектов: это казачьи шаровары, кафтаны, рубахи, жилеты, кокошники и платья, даже камзолы и шикарное платье для бала в императорском дворце.

Картины Василия Сурикова «затанцевали» в Красноярске

Благодаря стараниям артистов ансамбля “Енисейские зори” картины нашего великого живописца Василия Сурикова можно разглядывать не только в выставочном, но и концертном зале. И теперь, после долгих оваций и криков “браво”, в финале премьерного показа спектакля “Сибирский характер” что вызывает более эмоциональное восприятие — сами картины или танец по их мотивам?

Сцена из картина "Боярыня Морозова". Солистка ансамбля Анастасия Якушева.

Но мы спорить не будем, а будем радоваться, что столь разные виды творчества слились в одном — в постижении сибирского характера. А первые мазки в картину жизни, в осмысление традиций, природы и духа сибиряков положил Суриков. Спустя пару веков эту тему подхватил и развил художественный руководитель ансамбля заслуженный артист России Игорь Горлов.

Сценка из номера "Енисейские казаки на пикнике".

Значительно ранее этой премьеры, как зачин, в ансамбле была поставлена танцевальная сюита по картине Сурикова “Взятие снежного городка” — задорная, ироничная постановка пользовалась неизменным успехом у зрителей. Ещё лет десять назад Игорь Горлов начал думать о продолжении этой истории — о том, как перенести на сцену и другие творения Сурикова, вглядываясь в которые, он видел и прокручивал в голове то, что могло произойти до и после зафиксированного момента. Однако, как на Руси водится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Солистка ансамбля Анастасия Якушева в номере из золотого фонда ансамбля.

Звёзды сложились в аккурат к 170-летию со дня рождения Василия Сурикова и к 390-летию Красноярска. Ансамбль имеет статус муниципального, и без поддержки администрации города и главного управления культуры города осуществить столь масштабный проект вряд ли было по силам. Одних костюмов, специально исторически стилизованных, было пошито 128 комплектов: это казачьи шаровары, кафтаны, рубахи, жилеты, кокошники и платья, даже камзолы и шикарное платье для бала в императорском дворце.

Сценка из картины В. Сурикова "Меншиков в Берёзове".

Для создания театрализованных номеров, в которых полно непривычных хореографических движений и даже танцевальных трюков, был приглашён главный балетмейстер Омского русского народного хора заслуженный деятель искусств России Зуфар Толбеев. К слову, на его счету первый русский рок-балет “Я получил эту роль” с лидером группы “ДДТ” Юрием Шевчуком. За столь невероятную задачу — оживить в танце сразу несколько полотен Сурикова, причём увязав их в едином действии, балансируя на грани печали и радости, не брался никто в мире! Зуфар Толбеев, получив роль постановщика, взялся за гуж и сдюжил!

Сцена из картины "Посещение царевной женского монастыря". Солистка ансамбля Яна Ермоленко.

Здесь следует отметить, что свои силы, как постановщика, попробовал балетмейстер ансамбля Павел Подзолкин, предложив своё видение картины “Сибирская красавица”.

Мне доводилось наблюдать, как скрупулёзно, оттачивая деталь за деталью, буквально шаг за шагом, работал Зуфар в репетиционном зале с артистами ансамбля, разумеется, ещё без костюмов и почти без реквизита, но смелость выразительных приёмов при общей высокой сложности материала просматривалась сразу.

— Вне всякого сомнения, это новый этап в развитии ансамбля “Енисейские зори”, — компетентно утверждает Григорий Дзьобак, который 18 лет был солистом ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко, потом столько же в административном руководстве, а последние девять лет работал педагогом в хореографическом училище. — Артисты ансамбля справились с очень сложной задачей. Танцевать исторический материал на классическую музыку в варианте народно-сценической лексики очень непросто. А ребята справились, меня это восхитило. И поставлено это было за восемь репетиций! Для ансамбля это новая форма, а по сути, это материал для балетной постановки. Толбеев впервые взял и перевёл картины Сурикова в форму народной хореографии. По крайней мере ни в одном народном коллективе России ничего подобного не поставлено. Более того, мало кто из народных хореографов страны взялся бы за такой проект. И, можно удивиться прозорливости Игоря Горлова, тематика спектакля близка красноярцам. Я видел это по реакции зрителей в зале. Можно только порадоваться, что муниципальный коллектив работает на столь высоком творческом уровне!

В ТЕМУ

От солистов — Яны Ермоленко, Александра Ермоленко, Анастасии Якушевой, Александра Лапо, Романа Данилова, Никиты Вторушина — подчас требовалась школа не только танцевальной, но и театральной драматургии. Даже прочитав названия картин, легко вспомнить, что далеко не весёлые моменты запечатлел художник: “Утро стрелецкой казни”, “Степан Разин”, “Боярыня Морозова”, “Посещение царевной женского монастыря”, “Меншиков в Берёзове”, “Сибирская красавица”, “Покорение Сибири Ермаком”. Да и классическая музыка не совсем привычна для коллектива народного танца: Прокофьев, Глазунов, Мусоргский… Аранжировки к номерам, где использованы русские народные мелодии, написал Андрей Булатников, руководитель ансамбля народных инструментов “Вольница”.

Фото: Геннадий Каледа

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА