Персона

Роман Митрохин: «Плохая оценка — не повод для трагедии»

Роман Митрохин — один лауреатов премии главы города в области образования

Роман Митрохин: «Плохая оценка — не повод для трагедии»

“Проведение уроков — моя отдушина”, — признаётся Роман Митрохин, директор образовательного комплекса “Покровский”. Много лет Роман Валентинович занимает руководящие должности в сфере образования, но все эти годы продолжает преподавать. Сейчас ведёт уроки химии в девятых и десятых классах.

Недавно стало известно, что Роман Митрохин — один лауреатов премии главы города в области образования. Вручение премии состоялось, 3 октября, накануне Дня учителя.

— Роман Валентинович, Вы работали руководителем управления образования Октябрьского района. Этот опыт помогает Вам сегодня?

— Конечно, помогает, оставляет отпечаток на взаимодействии с коллегами, руководителями. Он даёт уверенность, когда я обращаюсь в управление с каким-либо вопросом. Понимаю, что меня правильно поймут, что любую проблему, которая кажется мне вопросом вселенского масштаба, оттуда видят по-другому — более комплексно.

В управление я пришёл из школы — работал заместителем директора, так что и тогда жизнь учебных заведений знал не понаслышке. Но хотя прошло не так много времени с тех пор, жизнь школы изменилась — стала более динамичной, насыщенной различными мероприятиями.

Учреждениям дали больше полномочий, в том числе в части составления образовательной программы, календарного учебного графика. Например, сейчас мы можем сами определить даты каникул, согласовав их с родителями, органами управления. Благодаря чему с этого года мы перешли на пятидневку, а также на модульно-триместровую систему обучения.

Теперь у нас оценочных периода в учебном году — три триместра. После каждого модуля каникулы: пять учебных недель, потом неделя отдыха. Общее число дней каникул осталось прежним, просто они более равномерно распределены по году.

В результате дети чаще отдыхают, приходят на уроки с новыми силами. Это взрослые рассматривают школу как объект, где ребята получают новые знания. Но для детей школа — это место, где они находятся большую часть дня, где общаются со сверстниками, социализируются. Мы даём им возможность лучше отдохнуть.

Организация триместров имеет ещё один плюс. Расскажу не очень положительный пример из своей жизни. Однажды перед Новым годом я получил тройку за четверть по математике. Пришёл домой, какой там праздник, жизнь завершена. А у нас теперь не выставляются оценки перед Новым годом, второй триместр завершается позже. Так что Новый год все будут отмечать в хорошем настроении.

— Теперь Вы руководите образовательным комплексом, наверное, самым крупным в городе. Какие плюсы даёт такая система управления детям и педагогам?

— Образовательным комплексом мы стали в этом году, по количеству обучающихся и учреждений мы действительно первые в городе. В наш состав вошли три школы — школы № 153, № 14 и гимназия № 12, а также пять детских садов. Всего сегодня у нас 3600 школьников, из них 2700 учатся в корпусах школы № 153.

Идею организации такого комплекса мы обсуждали больше года. Рассматривали его образование, прежде всего, как создание дополнительных возможностей для детей. В частности, для получения дополнительного образования. Потому что в детских садах, например, допобразования вообще не было, поскольку у учреждений не было соответствующей лицензии. А в школе № 14 было только полторы ставки педагога дополнительного образования, что можно успеть на них сделать? Вести полтора кружка? Теперь у нас более тридцати таких ставок, открыто более 20 бесплатных кружков и 19 платных. Школьники могут посещать занятия в любом из учреждений, и педагоги работают на разных площадках. В октябре запускаем такие занятия и в детских садах.

Ещё один важный аспект — реализация инклюзивного образования, каждое учреждение обязано предоставлять такие услуги. Но не всегда получается сделать это качественно. Ведь ставки логопедов, психологов, дефектологов расчётные, например, на 20 детей с ОВЗ — один дефектолог. А если таких учеников в учреждении два, сколько процентов ставки получается? Кто из специалистов согласится на такие условия работы? Сейчас мы создаём психологическую службу по сопровождению и поддержке детей с особыми образовательными потребностями. Она будет работать таким образом: специалисты службы будут приходить к детям в учреждения нашего комплекса — в детские сады, школы. Создание службы позволит обеспечить мобильность, качество, привлечение высококвалифицированных кадров.

Я очень благодарен тем руководителям учреждений, которые поддержали идею создания комплекса. Его организация решит ещё одну проблему. Ведь директора образовательных учреждений ходят на одни и те же совещания, получают одни и те же письма, а на местах всё делают по-разному. Опыт руководителя образования показывает: говоришь одно, а результат разный. Потому что каждый человек слышит по-своему, и каждое учреждение находится в разных условиях. Работа комплекса — это унификация системы управления и выравнивание подходов. К слову, и в нашем микрорайоне весьма пёстрый контингент учеников. И мы стремимся к тому, чтобы комплекс формировал образ активного горожанина, давал одинаковые стартовые возможности всем детям.

— В чём Вы видите основную задачу современной школы?

— Прежде всего давать знания, а также умение жить в быстро меняющемся мире.

— А как Вы относитесь к системе оценок? Нужно ли рассматривать тройку как большую трагедию?

— До недавнего времени я был доцентом на кафедре химии педагогического университета, вёл курс “Методика обучения химии”. Как раз там чётко расписано, что такое оценивание, каковы его функции, среди них есть корректирующая, диагностическая и так далее.

Я считаю, не надо делать трагедии из плохих оценок. Они должны стать сигналом для ребёнка, учителя, родителя: что-то где-то ученику непонятно. Как учитель я несу ответственность за ребёнка и его знания. Всегда говорю родителям: даже если средний балл за четверть будет четыре целых три десятых, а итоговую контрольную ученик напишет на отлично и я вижу, что он подтянулся и знает предмет на пятёрку, поставлю ему пять за четверть или триместр. Оценка — это не самоцель, это средство для того, чтобы диагностировать, прогнозировать, наставлять.

— Приходят ли к Вам молодые специалисты, что Вы делаете для того, чтобы они остались в школе?

— Конечно, приходят. Если говорить о нематериальных формах поддержки, мы разработали свою систему, отличающуюся от традиционного наставничества, когда опытные педагоги сопровождают молодых учителей.

Мы ведём семинар для молодых специалистов, рассказываем об особенностях работы со школьной документацией. Как раз мой опыт работы в вузе позволяет говорить о том, что университет готовит педагогов, несколько оторванных от школьных реалий. Вечные весы: вуз говорит, что школа даёт неподготовленных выпускников, а школы в ответ сетуют на неподготовленных специалистов.

К сожалению, не все вузовские стандарты соотнесены со стандартами школы. Так, молодой учитель слабо знает, как работать с электронным журналом, составлять технологическую карту урока. Семинары как раз и созданы для того, чтобы расширить этот спектр знаний. Затем мы приходим на уроки молодых специалистов, смотрим, чего ещё не хватает. Анализируем, начинаем корректировать. Ещё одна новая форма работы — педагогический марафон. Учителя с опытом работы проводят открытые уроки для молодых педагогов.

— Как Вы выстраиваете работу с родителями?

— Каждый четверг я провожу приём по личным вопросам. У нас есть два больших родительских комитета — школьников и дошколят. Мы регулярно встречаемся, обсуждаем самые разные вопросы. Родители — наши партнёры, те, на чьё мнение мы опираемся в принятии решений.

Мне очень нравится, что наши родители активны, они включаются во все сферы жизни наших учреждений. Приведу такой пример. Иногда ученики жалуются на столовую: это невкусное, это холодное. Раз в две недели мы приглашаем мам и пап, чтобы они сами посмотрели, как организовано питание детей. Оценили уровень чистоты в столовой, ассортимент и вкусовые качества блюд, посмотрели, как ребята ведут себя, как организовано дежурство. Родители пробуют блюда, оставляют свои рекомендации. Иногда случается так: пробуют одну кашу, а мнения оставляют разные: “пресная”, “пересоленная”, “слишком сладкая”. Но ведь наши повара работают по технологическим картам, количество ингредиентов просчитано точно до грамма.

В этом году мы начали ещё один проект — “Семейная суббота в “Покровском”. Предлагаем всем жителям микрорайона приходить к нам, заниматься допобразованием, участвовать в спортивных эстафетах, викторинах, ярмарках и так далее.

— Насколько строго в Ваших учреждениях относятся к школьной форме?

— Конечно, у нас есть положение о школьной форме, учителя контролируют, чтобы ребята соблюдали его требования. Единая форма не просто снимает различия между богатыми и бедными, но и воспитывает, показывает принадлежность к чему-то единому.

Но я понимаю, что детям хочется свободы. Вспоминаю себя в подростковом возрасте, как хотелось выделяться из толпы. Поэтому в стадии внедрения ещё одна наша идея — пятницы, свободные от формы. Конечно, мы пропишем правила — приходить на уроки, например, в пижаме будет нельзя. Но джинсах и красивых футболках — вполне пожалуйста.

— Что, по Вашему мнению, даёт педагогам участие в профессиональных конкурсах?

— Я всегда прошу наших педагогов не стесняться — участвовать во всех профессиональных конкурсах. Считаю, что это большой плюс и для самого учителя, и даже ещё больше для организации, которую он представляет. Ведь победители — это люди, на которых другим педагогам тоже хочется равняться. За ними будущее. Их победы — возможность для развития остальных учителей, которые находятся рядом.

Фото: Александр Черных

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА