Красноярск исторический

Столбы благословляли два раза

На сегодняшний день часовня святителя Иннокентия — единственный храм, расположенный на заповедной территории.

Столбы благословляли два раза

Секретарь Красноярского отделения Русского географического общества Михаил Вохмин известен как инициатор и участник ряда проектов, значимых для Красноярска и красноярцев. Одним из них является строительство часовни на красноярских Столбах. А родилась эта идея, как рассказал Михаил Андреевич, благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Благословенность красоты красноярских Столбов разглядел ещё в XIX веке первый епископ енисейский и красноярский Никодим. Он был очень активным человеком — приняв в возрасте почти 60 лет огромнейшую епархию, дважды объехал её от севера до юга. В 1866 году 64-летний священнослужитель посетил Столбы и совершил там торжественное богослужение. Для него была специально подготовлена лестница для подъёма на Второй Столб. Память об этом событии увековечена в названии “Архиерейская площадка”.

Разумеется, в годы советской власти об этом мало кто знал. Однако Михаил Вохмин, в жизни которого Столбы занимают большое место, в своё время прочёл и запомнил эту историю.

Рухнул Советский Союз. Наряду со множеством негативных примет времени были и позитивные: возрождение православия, русской духовности.

— И вот однажды, в девяностые, в Красноярск приехал мой друг и учитель Игорь Васильевич Казаков, торговый представитель российского посольства в Японии, доктор экономических наук, мастер спорта по альпинизму, — рассказывает Михаил Вохмин. — Мы сидели, о чём-то разговаривали, и вдруг Игорь Васильевич вспоминает: “А ведь мы с вашим владыкой встречались в Токио”. Дело в том, что красноярский владыка Антоний служил в 80-х годах прошлого века заместителем настоятеля Патриаршего подворья в японской столице.

Так появился повод встретиться с епископом, во время этой встречи родилась идея вновь совершить освящение Столбов. Владыка предложение принял. Одним из участников этого события был Александр Викторович Усс, тогда ещё заместитель губернатора Валерия Зубова. Для совершения обряда выбрали не Второй, а Четвёртый Столб. Во-первых, на него проще подниматься. Во-вторых, вид оттуда просто захватывающий. Совершили обряд, подошли к ручью, попили водички и собрались спускаться вниз.

И вот тут и зашёл разговор о том, чтобы построить на Столбах часовню — в память о тех, кто погиб в горах. Автором идеи был старейший столбист Анатолий Васильевич Веселовский. Он же разработал и первый эскиз. А имя для часовни — святителя Иннокентия, митрополита Московского и Алеутского предложил Михаил Вохмин. Автором проекта стал красноярский архитектор Константин Шумов.

“Проект делался, буквально “на коленке”, — рассказывает Михаил Вохмин. — Но в нём была изначально заложена одна интересная особенность. Дело в том, что часовня построена в клетевом стиле, как строились они до церковного раскола на Руси. А значит, она одинаково близка и православным, и староверам. Мы и хотели, чтобы этот храм был для всех людей русской веры, независимо от того, крестятся они двумя или тремя перстами”.

Строили всем миром. Фундамент возведён красноярскими метростроителями, венцы из лиственницы и ангарской сосны появились благодаря договоренности Александра Усса с руководителем краевой ГУФСИН генералом Владимиром Шаешниковым. Кстати, впервые сруб был собран в одном из лагерей в Решотах. В строительстве принимали участие столбисты, альпинисты — и знаменитые, и неизвестные.

ФАКТ

На сегодняшний день часовня святителя Иннокентия — единственный храм, расположенный на заповедной территории.

Фото: Валерий Безмайленко

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА