Новости

Павел Федирко: “Действуя только по правилам, упрёшься в стену”

Павел Федирко: “Действуя только по правилам, упрёшься в стену”

Историческое значение деятельности Павла Стефановича Федирко на посту руководителя Красноярского края можно уверенно ставить в один ряд с деяниями самых прославленных Енисейских губернаторов. За полтора десятка лет — с 1972-го по 1987 год, в течение которых он занимал пост первого секретаря краевого комитета КПСС — кардинально изменился облик не только Красноярска. За это время около созданных производственных комплексов края выросли новые города: Бородино, Дивногорск, Лесосибирск, Саяногорск, Сосновоборск, Шарыпово. Сегодня, спустя много лет после той славной эпохи, Павел Стефанович празднует свой юбилей вместе с красноярцами. Но начинался его жизненный путь совсем в другой части страны.

Потомок казаков

Родился Павел Стефанович в станице Екатериновской Крыловского района Краснодарского края 13 сентября 1932 года. “В Екатериновской и жили мои предки, в том числе мой прадед-казак. Не так давно мне передали фотографию прадеда. Он в казачьей форме. И на снимке видно, что у него нет одной руки: скорей всего, он воевал”, — рассказывает в своих мемуарах “Край моей судьбы” Павел Стефанович.

Пишет он и о своих родителях: “Мама моя, Пелагея Матвеевна, трудилась в колхозе, отец, Стефан Петрович, был на руководящей должности, как по тем временам считалось. Он работал в райзо — районном земельном отделе. В таких случаях в анкетах было принято писать “из семьи служащих”. Но де-факто я потомок казаков”. Наверное, именно казачьими корнями объясняется характер Павла Федирко — напористый и даже дерзкий, как о нём свидетельствуют многие.

Северная закалка

Но, как признаёт сам Павел Стефанович, по-настоящему он как человек и как руководитель сформировался в суровых условиях Крайнего Севера — во время работы в Норильске на металлургическом комбинате. Туда он отправился в 1954 году после окончания Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Добирался через Красноярск. “Честно говоря, город мне не понравился, он был совсем другим — унылым и неустроенным”, — вспоминает Федирко в своих мемуарах.

За 17 лет, проведённых на северных рубежах Красноярского края, Павел Федирко проявил себя не раз.

— Павел Стефанович в 1958 году занимал должность главного инженера нашего завода, — рассказывает Анна Зорина, с 1956-го по 1965 год модельщица цеха точного литья завода по ремонту горного оборудования Норильского комбината. — Мне запомнился его подход к решению производственных проблем. Одно время завод делал много брака. Девчата нашего цеха изготавливали парафиновые модели различных деталей, на основе которых потом создавали формы для литья. И что-то там не получалось, отливки выходили негодными. Всё руководство завода билось над этой проблемой. Павел Стефанович пришёл в наш цех и поговорил с каждой модельщицей, пытаясь найти решение. А потом, уходя, сказал всем: “Думайте! Думайте!”. И вскоре мне пришла мысль, как немного подправить технологию. Я рассказала о ней начальнику нашего цеха. Он сказал, что в идее что-то есть, и ушёл. А потом когда выдавали зарплату, я поняла, что денег дают гораздо больше, чем обычно. Оказалось — премия. После этого рацпредложения так и посыпались от девчат, брак устранили. Так вот я думаю, что такова была позиция Павла Стефановича — вознаграждать простых рабочих за дельные предложения. От этого дело только выигрывало.

Современный облик Красноярска — отпечаток “эпохи Федирко”.

Новая эпоха

Толкового руководителя начали переводить с одного ответственного участка на другой: секретарь горкома комсомола, директор ремонтно-механического завода, первый заместитель председателя горисполкома... Окончательно на партийную работу Павел Стефанович пришёл в 1962 году — первым секретарём Игаркского горкома партии.

Потом “был брошен” на оборонку: работал секретарём парткома военной стройки “Ужур-4”, заведующим отделом оборонной промышленности крайкома, вторым и первым секретарём Красноярского горкома партии. За это время накапливался жизненный и хозяйственный опыт, углублялось знание края и его экономической базы, вырабатывалась управленческая стратегия.

Получив в 1972 году под управление Красноярский край, Павел Стефанович стал самым молодым в то время региональным партийным руководителем — ему было всего 40 лет. Край отставал по многим показателям от своих ближайших соседей — Иркутской и Кемеровской областей. Чтобы переломить ситуацию, нужно было решить ряд застарелых проблем. При этом сразу же навалились новые.

Вот тут и пригодились казачья дерзость и разумный авантюризм. Судьбоносные решения о начале строительства дорогостоящих, но крайне необходимых краю объектов часто принимались без всякой поддержки сверху, без утверждённого финансирования, иногда даже без предварительного проекта. Всё это делалось потом, после жарких споров в Москве, где удавалось убедить высокое руководство в необходимости того или иного начинания.

Павел Федирко до сих пор убеждён: “Если бы я действовал только по правилам, не было бы того промышленного и культурного роста, который показал край к 1982 году. Рисковать приходилось часто и много чем, даже карьерой, но убеждённость, что если просишь не для себя, а для людей, для региона, то тебе всегда пойдут навстречу и поддержат, ни разу меня не подводила”.

Культурный рост

— Для меня встреча с Павлом Стефановичем — это судьба, — говорит Арэг Демирханов, народный архитектор России. — Это счастливый случай в биографии. Я не устаю повторять, что архитектура — это прерогатива власти. И Павел Стефанович олицетворяет идеального руководителя, который определял и создавал предпосылки для появления в городе, в крае крупных сооружений культуры, социальной сферы, производства. Благодаря ему, например, в Красноярске появился Большой концертный зал, а также зал филармонии — такие есть далеко не во всех городах. Также благодаря прозорливости, мужеству и организационному таланту Павла Стефановича в самом святом месте Красноярска, на мемориале Победы, появился музей памяти.

Ещё одним неоспоримым достоинством Павла Федирко Арэг Саркисович считает умение абсолютно доверять профессионалам: “И подвести его было нельзя. Во всяком случае, я, понимая всю меру его доверия, старался никогда не ошибаться в решении профессиональных вопросов”.

— Павел Стефанович Федирко для Красноярска — это театр оперы и балета, Ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко, Красноярский симфонический оркестр, институт искусств, хореографическое училище, два огромных фестиваля — Ленинский и “Саянские огни”, — перечисляет Илья Клеймиц, заслуженный работник культуры России. — Федирко — это гастроли в Красноярске в полном составе Театра Сатиры, МХАТа, Театра на Малой Бронной, Театра имени Моссовета. В те времена Красноярск был закрытым для иностранцев городом, но Павел Стефанович взял на себя ответственность и совместно с органами госбезопасности решил вопрос о приезде в наш город иностранных артистов — например, Карела Готта и югославского джаза. Перечислять можно долго. Павел Федирко — не культ личности, а личность, которая сделала для красноярской культуры столько, сколько не было сделано за все прошедшие времена. При нём красноярское искусство было на высоте. Поэтому мы, работники культуры, очень благодарны Павлу Стефановичу.

Нюанс

С ноября 2001-го по май 2004 года Павел Федирко представлял Красноярский край в Совете Федерации Федерального собрания РФ. В мае 2004 года назначен советником губернатора Красноярского края.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА