01.12.15

Идите в баню


“Какая гадость — эта ваша заливная рыба…” Совсем скоро страна прильнёт к своим цветным жидкокристаллическим экранам, чтобы увидеть в сотый раз “Иронию судьбы, или С легким паром!” — комедию, которая стала атрибутом празднования российского Нового года. Как мандарины или оливье, но только лучше, потому что кино — это пища не для желудка, а для души и сердца, и её ничем не заменишь. Так уже повелось: не посмотрел в декабре “Иронию” — считай, что и Новый год не встретил. На протяжении сорока лет эта картина — символ стабильности, любви и надежды на лучшее. Только в этом году смотреть историю про романтические приключения Жени Лукашина нам придётся со знанием того, что человека, который подарил нам этот фильм, больше нет на свете. Вчера Эльдар Александрович Рязанов умер, ему было 88 лет.

Он снял почти тридцать фильмов, большинство из которых стали классикой отечественной кино. Несмотря на то, что практически ленты были созданы на злобу вчерашнего, советского дня, смотреть их и сегодня одно удовольствие — настолько они талантливо и профессионально сделаны. “Карнавальная ночь”, “Берегись автомобиля”, “Служебный роман”, “Зигзаг удачи”, “Вокзал для двоих”, “Забытая мелодия для флейты”, “Жестокий романс”…

Конечно, возможно, для эстетов и любителей арт-хаузного фильмы Рязанова слишком просты и незатейливы, но в этом их суть и прелесть. Вообще это редкий дар — уловить природу смешного и трагического, уметь простыми, доступными средствами и словами говорить о сложном. Рязанов смог попасть в унисон дыхания миллионов зрителей. Он рассказывал свои истории так, что люди плакали и смеялись, грустили и надеялись вместе с героями его фильмов.

Наверное, стоит сказать штампованную, дежурную фразу, что со смертью Рязанова ушла целая эпоха нашего искусства. Она действительно ушла. Потому что время показало — такие потери невосполнимы. Не появились, да и не появятся новые Фоменко, Тодоровские… Не будет и режиссёра, похожего на Эльдара Рязанова. Почему? Наверное, потому что таких людей больше не делают, потому что талант — это штучный товар. Поэтому не стоит питать надежду и пытаться обнаружить хотя бы частицу рязановского дарования в сиквелах и ремейках на темы “Иронии судьбы” или “Служебного романа”. Увы, талант не передаётся вместе с выкупленными правами на экранизацию культовых сюжетов. И смотреть на то, как современные деятели от кино пытаются повторить успех Рязанова — лишнее, это портит вкус и настроение. Лучше включит аутентичный вариант и в миллионный раз отправиться с Мягковым-Лукашиным в Ленинград. Или самим пойти в баню 31 декабря.

Комментарии
Loading...
18:15