30.03.17

На острие прогресса


Россия вновь выдвигается на передовые технологические рубежи. Одна из настоятельных причин для этого — перспективы освоения Арктики. В регионе, где климатические условия по-настоящему экстремальны, традиционные технические средства зачастую не выдерживают нагрузок. И сегодня именно российские учёные разрабатывают новые средства освоения высоких широт.

К примеру, с точки зрения экономической выгоды Северный морской путь может стать очень эффективным транспортным коридором. Однако препятствием для его использования является ледовый щит, покрывающий северные моря. Традиционным способом преодоления этого барьера являются ледоколы. Ещё недавно состояние отечественного северного флота внушало серьёзную тревогу. Однако в настоящее время ведётся строительство серии универсальных атомных ледоколов проекта 22220 нового поколения. Одновременно строятся три универсальных атомных судна — “Арктика”, “Сибирь” и “Урал”. При этом уже проектируется атомоход нового поколения “Лидер”, возможности которого превзойдут возможности предшественников. К слову, при строительстве ледоколов корабелы столкнулись с барьером в виде западных экономических санкций. Пришлось их преодолеть с помощью собственных импортозамещающих технологий. Что и было успешно сделано.

Однако ледоколы — традиционная технологическая линия. Недавно российские учёные предложили для освоения Арктики принципиально новое средство — атомную подводную лодку.

Конечно, АПЛ, движущиеся в глубинах Северного Ледовитого океана, сами по себе — не новация. Но это военные объекты. А наши специалисты предложили создать первую в мире гражданскую подводную лодку. При этом, судя по всему, особой переделки АПЛ военного назначения не потребуется. Сохранятся даже ракетные шахты. Только вместо ракет они будут оснащены роботизированными комплексами, автономными необитаемыми подводными аппаратами.

Недавно в Карелии возобновились испытания ещё одного уникального транспортного средства — экраноплана. Эта машина, по замыслу конструкторов, с одинаковой лёгкостью сможет передвигаться как над водой, так и надо льдом, используя так называемый экранный эффект. Стоит напомнить, что работы над проектом экраноплана начались ещё в СССР, однако с распадом Советского Союза были приостановлены. Возобновление этих разработок — серьёзный шаг к восстановлению технологического могущества страны.

Кстати, интерес к Арктике связан не только с поручениями президента России. Как отметил министр энергетики Александр Новак, растёт инвестиционный интерес к северным территориям как к источнику энергоресурсов. Уже подсчитано, что при росте мировых цен на нефть до 70—100 долларов за баррель добыча углеводородов на арктическом шельфе станет рентабельной.

Комментарии
Loading...
вчера 19:52

20 октября