Новости

Мгновенный кризис мгновенных платежей

Мгновенный кризис мгновенных платежей

Сегодня платежные терминалы предоставляют около 300 наименований сервисов, и список услуг постоянно растет. Через терминалы можно оплатить пользование не только мобильной связью, но и Интернетом, коммерческим телевидением, а также коммунальные услуги, штрафы, приобрести билеты в кино и на поезд и даже внести платежи по кредитам. Разумеется, не все эти услуги есть в Красноярске, но в столице они уже существуют, сетью платежных терминалов постоянно пользуются две трети населения России.

В основном терминалы — поле деятельности для сотен предпринимателей и мелких частных компаний, не имеющих банковской лицензии. Именно против них и направлено пресловутое указание ЦБ. Ибо все аргументы, что сей документ вызван стремлением Центробанка воспрепятствовать отмыванию денежных средств криминальными структурами и террористами посредством платежных терминалов, уже оскомину набили.

Просто-напросто банки проморгали перспективный и динамично развивающийся сегмент розничного рынка и теперь затеяли передел рынка микроплатежей, применив административные рычаги.

Некоторые эксперты предрекают осенний кризис рынку платежных систем, опасаясь, что указания ЦБ приведут к сокращению числа оплачиваемых услуг через терминалы, большинство индивидуальных предпринимателей будут вынуждены выйти из этого бизнеса. По некоторым оценкам, после вступления в силу нового документа терминальный бизнес сократится на 20 процентов. Но изменения коснутся не только предпринимателей. Пострадают и плательщики. Возрастет стоимость, сузится спектр услуг, которые можно будет оплатить через платежные терминалы, значительно снизится доступность оплаты из-за существенного сокращения количества терминалов, пострадают в первую очередь те потребители, которые считают терминалы “идеальным способом оплаты услуг”.

Если бы все ограничивалось лишь малым бизнесом и населением — дальнейшую судьбу рынка моментальных платежей можно было бы считать решенной. Однако указ ЦБ серьезно затрагивает интересы и платежных систем, организующих процессинг платежей, и сотовых операторов, теряющих налаженную сеть сбора доходов.

Итогом этого беспокойства стали многочисленные обращения во властные структуры, начиная от Мининформсвязи и заканчивая Генеральным прокурором РФ.

Дело в том, что ситуация юридически не однозначна. Указание ЦБ — не федеральный закон. Правда, оно основано на федеральном правовом акте 140-ФЗ, внесшем изменения в закон “О банках и банковской деятельности”. Однако есть следующие соображения. Согласно указанию Банка России схема приема платежей теперь должна осуществляться следующим образом: коммерческая организация, принимающая платежи населения в пользу того или иного провайдера услуг, должна заключить договор как с самим провайдером, так и с банком, который его обслуживает. Это так называемая “банковская” схема, которая призвана заменить прежнюю “агентскую”, при которой поставщик услуг напрямую поручает агентам — платежным системам и владельцам терминалов сбор платежей в его пользу. Если предположить, что банковская схема полностью исключает агентскую, то получается, что и указание ЦБ и 140-ФЗ вступают в противоречие с Гражданским кодексом РФ, который признает агентскую схему вполне законной. А ГК РФ имеет преимущество перед федеральными законами. Кстати, законность агентской схемы признает и Мининформсвязи.

Разрешить создавшийся правовой тупик можно только соответствующими изменениями в законодательстве. Консультации на этот счет ведутся, но очевидно, что до 12 ноября уже ничего принять не удастся. Именно поэтому председатель Союза потребителей Петр Шелищ направил на имя генерального прокурора Юрия Чайки письмо с просьбой вмешаться в конфликт, который имеет все шансы после 12 ноября превратиться в кризис.

А то, что этот кризис затронет самые широкие слои населения, очевидно.

Надо добавить, что рынок этот весьма далек от насыщения. Возьмем, к примеру, Красноярск. На первый взгляд кажется, что он переполнен платежными терминалами, и исчезновение 20 процентов из них не окажется очень заметным. Однако по оценке профессионалов рынка, сегодня в крупных городах количество платежных терминалов примерно один на тысячу человек населения. В регионах — один на три-пять тысяч. А это мало. В Красноярске, по нашей оценке, соотношение примерно такое же или ниже. Кроме того, раздел рынка между тремя крупными игроками (а это вполне предсказуемо) вряд ли будет способствовать развитию конкуренции и снижению стоимости услуг для конечных потребителей.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА