Новости

Пассажир всегда прав

Пассажир всегда прав

Качество — под особым контролем

На территории России действуют 8,9 тыс. городских автобусных маршрутов. Цифра впечатляет: за 2007 год общественным транспортом в стране перевезены 23,8 млрд пассажиров. Только в Красноярске на 119 регулярных маршрутов ежедневно выходят около 1 500 единиц подвижного состава. Общественный городской транспорт Красноярска обеспечивает перевозку сотен тысяч пассажиров в день. Насколько уютно мы чувствуем себя в салонах разномастных и разнокалиберных автобусов (от дряхлых “Икарусов”, “пазиков” и “ЛиАЗов” до комфортных “Сканий”, “МАНов” и “Мерседесов”)? Подолгу ли нам приходится мерзнуть и мокнуть на остановках в ожидании? Как показывают опросы красноярцев, проблемы у всех разные, но решение видят одно — забота о пассажирах должна быть на должном уровне. И многое здесь, конечно, определяют профессионализм, компетентность и расторопность нынешних организаторов пассажирских перевозок — специалистов органов местного самоуправления. В частности — департамента транспорта городской администрации. Ведь именно на их плечи 131-й Федеральный закон возложил эту важную миссию.

Как отметил заместитель главы города, начальник департамента транспорта Иван Девяткин, качество пассажирских перевозок во многом зависит от того, в каких автобусах мы ездим. Если автобус старый, грязный, в нем всю дорогу что-то стучит, гремит, от выхлопных газов нечем дышать — о какой взаимовежливости и культуре обслуживания можно говорить? Поэтому повышать качество пассажирских перевозок в городе решили с замены подвижного состава. “Конечно, еще можно услышать упреки горожан в том, что в городе продолжают работать старые, маловместительные “пазики”, — говорит Девяткин, — но их замена — дело времени. Достигнуто понимание с Ассоциацией перевозчиков о том, что в городе должны работать автобусы городского класса, и перевозчики в настоящее время ведут активную работу по замене подвижного состава своих предприятий, при этом не тратя бюджетных средств”.

С приобретением новых автобусов в муниципальных пассажирских автотранспортных предприятиях решилась проблема водительских кадров, но возникла проблема нехватки кондукторов, поскольку к этой категории работников стали предъявлять более высокие требования. Это и знание маршрута, и культура поведения, умение работать с пассажирами, умение сглаживать конфликтные ситуации, возникающие не только по вине работников городского транспорта. Немалую роль в улучшении работы городского пассажирского транспорта играют и пассажиры, которые не остаются равнодушными к фактам нарушения Правил пассажирских перевозок и находят время, чтобы сообщить об этом в департамент транспорта.

“Результатом нашей общей работы является то, что в 2008 году количество жалоб существенно сократилось, — рассказывает Девяткин. — Горожане стали реже обращать наше внимание на грубость со стороны водителей и кондукторов, проезд остановок. Остановки тоже стали объявлять чаще, поскольку практически все новые автобусы оснащены автоинформаторами либо устройствами громкой связи. Работу над повышением качества перевозок будем продолжать, если у горожан есть какие-то конструктивные предложения, то будем рады рассмотреть их”.

По словам начальника отдела организации пассажирских перевозок Сергея Веселкова, департамент транспорта намерен строго следить за порядком на маршрутах: “Мы всегда реагируем на обращения граждан по поводу различных нарушений и принимаем административные меры к перевозчикам, которые не выполняют оговоренных условий”.

Консультант отдела организации пассажирских перевозок Галина Пронина знает о пассажирском транспорте нашего города все. Именно ей приходится ежедневно отвечать на телефонные звонки горожан. “Приходится терпеливо объяснять горожанам все тонкости и нюансы работы автобусных маршрутов, цитировать нормативные акты. Но в основном звонят люди, у которых что-то не сложилось с личной жизнью, они начинают рассказывать о плохой работе автобусов и могут закончить чем угодно — вплоть до жалоб на соседей. Некоторые могут говорить по часу. Их тоже нужно выслушать. Так что зачастую приходится выступать в роли психолога. Справедливости ради стоит отметить, что и конструктивных предложений тоже хватает. Все замечания фиксируются в журнале, с ними я иду потом к руководству. По результатам проверок принимаются решения”, — рассказывает Пронина.

Перевозчики реагируют на критику горожан своевременно, по словам Прониной, повторных жалоб на одну и ту же проблему очень мало. Горожане в основном жалуются на нарушения графика движения маршрутов, всего таких обращений за первый квартал 2008 года зафиксировано 132. Причиной раздражения пассажиров по-прежнему остается и курение водителей за рулем — 27 красноярцев пожаловались на вредную привычку шофера. Также многих раздражает грязь в салоне. Но если за первый квартал прошлого года было зарегистрировано 22 подобных звонка, то за аналогичный период этого года — всего 6.

“Проблема чистоты внутри салона маршрутных автобусов, — говорит вице-спикер Заксобрания края Алексей Клешко, — к сожалению, не единственная в настоящее время. Конечно, сервис работы “маршруток” оставляет желать лучшего, но справедливости ради отмечу, что маршрутные такси — нужный и полезный вид транспорта, с их помощью частично решаются транспортные проблемы любого большого города, и без их услуг сегодня едва ли можно представить современный Красноярск”.

По мнению заместителя главы города, начальника департамента транспорта Ивана Девяткина, помимо постоянной поддержки связи с населением необходимо регулярно проводить проверки на маршрутах: “Проведение мероприятий по “усиленному контролю” позволяет в несколько раз увеличить количество одновременно проверяемых маршрутов городского пассажирского транспорта, оперативно выявлять недостатки и принимать необходимые меры к их устранению”.

Нужно отметить, что меры достаточно жесткие. По результатам проверок к нарушителям правил перевозок пассажиров могут быть приняты и методы административного воздействия. Так, например, нарушение статьи 14.4 части I “Выполнение работ или оказание услуг населению несоответствующих требованию стандартов” ИП или физическим лицам грозит от 20 до 30 МРОТ, юридическим — от 200 до 300 МРОТ. Как полагают в департаменте транспорта, сейчас ситуация на рынке пассажирских перевозок нормализуется, качество обслуживания повышается. Уходят с рынка те перевозчики, к которым больше всего нареканий — владельцы одного-двух “пазиков”, поскольку допуск на маршруты производится только по результатам конкурсов, организуемых городской администрацией. Преимущественное право отдается перевозчикам, располагающим более современной и вместительной техникой. И, соответственно, — более качественной. И не столь важно, будут ли работать на маршрутах частные или государственные предприятия, компании совместной собственности или корпорации, объединяющие малых и средних перевозчиков. Важно, кто из них сумеет предложить более комфортные, выгодные условия для перевозки пассажиров.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА