Новости

Осмотр “больного” здания

Осмотр “больного” здания

Наши дети практически весь день проводят в школах или детских садах. И родители должны быть уверены — их чада находятся в безопасности. Этой проблеме в последнее время уделяется особое внимание и в России в целом, и в Красноярске в частности. В минувший вторник на коллегии администрации города речь шла о безопасности зданий муниципальных учреждений образования.

— Сегодня безопасность наших детей — один из самых актуальных государственных вопросов, — отметила Нина Жилинская, начальник главного управления образования администрации Красноярска. — В послании к Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев подчеркнул: школа не должны быть ветхой, в аварийных зданиях не должны находиться дети. После трагедии в Оренбургской области, когда при обрушении стены здания школы погибли ученицы, Президент РФ дал поручение до 1 ноября 2008 года составить план ремонта общеобразовательных учреждений.

В Красноярске ремонта требуют многие здания. Вот, впрочем, несколько цифр, озвученных на коллегии главой Красноярска Петром Пимашковым. В муниципальной системе образования 371 учреждение — школы, детские сады, центры дополнительного образования и т. д. Около 40 процентов зданий введены в эксплуатацию до 1970 года, из них 16 построены до 1940 года. Около 50 процентов строений имеют различные дефекты и повреждения, что представляет опасность для пребывания в них людей.

Всего же, по предварительным оценкам, 115 образовательных учреждений требуют проведения частичного или полного капитального ремонта на сумму более 600 млн рублей. В некоторых из них детям находиться нельзя. Например, недавно было принято решение перевести учеников школы © 75 в гимназию © 8. Здание школы, построенное в 1957 году, изношено, что показало обследование. И хотя однозначного ответа на вопрос, могут ли заниматься дети в нем, не было получено, в управлении образования города решили жизнью школьников не рисковать. Не дожидаясь окончания второй четверти, учеников и педагогов “переселили”. Сейчас здание консервируют. А еще одно строение, в котором находилась школа © 83, будет снесено — ремонту оно не подлежит. Ученики этого учебного заведения еще в начале учебного года перешли в гимназию © 9.

Кроме школы © 75, капитального ремонта в городе требуют еще шесть учреждений: школы © 39, 21, 3, центр дополнительного образования
© 5, станция юных техников
© 2, детский сад © 69.

Почему же здания образовательных учреждений находятся в таком плачевном состоянии? Специалисты называют несколько причин. В первую очередь, это значительный срок эксплуатации без комплексных ремонтов, которые требуется проводить, как минимум, раз в 50 лет. При этом именно высокая степень изношенности зданий и помещений является основной причиной возникновения пожаров и аварийных ситуаций в школах, больницах и других социальных учреждениях в России. И ситуации эти, увы, не так уж редки…

На сегодняшнем состоянии зданий сказываются и сделанные при проектировании и строительстве ошибки. Немаловажный фактор — особенность грунта в городе.

— Большинство образовательных учреждений стоят на просадочном грунте. А до 1970 года в городе строили без учета этой особенности — делали ленточный фундамент, — отметил Владимир Грушевский, технический директор ООО “Строймастер”. Это предприятие тестировало некоторые здания, в которых располагаются учреждения образования.

— И из-за протечек вследствие коммунальных аварий происходит увлажнение и просадка грунтов, что негативно сказывается на состоянии строений. Еще одна проблема — несвоевременный ремонт кровель, что приводит к серьезным деформациям перекрытий и стен.

Нельзя сказать, что проблема технического состояния образовательных учреждений в городе оставалась без внимания. По словам Нины Жилинской, объем средств на капитальный ремонт за последние четыре года вырос в 4,5 раза. За это время только на ремонт кровель зданий было направлено 90 млн рублей. С 2006 года в 67 учреждениях заменены окна. В прошлом году выборочный капитальный ремонт сделан в 38, в текущем — в 84 школах.

То есть точечный ремонт ведется, но кардинально проблему безопасности старых зданий решить можно только при комплексном подходе. В первую очередь, требуется тщательное обследование всех зданий.

— Здесь можно привести параллель с лечением больного, — говорит Нина Ивановна. — Прежде чем назначать пациенту лечение, проводят диагностику и ставят диагноз. Так и зданиям наших учреждений сначала нужны обследование и диагностика. Причем с привлечением квалифицированных специалистов, которые смогут оценить техническое состояние строительных конструкций.

До сих пор профессионалов редко привлекали к такой работе. Может быть, в этом и кроется ответ на вопрос Петра Пимашкова, заданный на коллегии: как могло получиться, что каждый год комиссии дают “добро” на открытие школ к 1 сентября, и вдруг в разгар учебного года выясняется, что здания некоторых учебных заведений находятся в аварийном состоянии?..

— Визуальный осмотр — очень объемная работа. Примерно пять дней необходимо на подготовку отчета по результатам осмотра двух школ, — утверждает Владимир Грушевский. — Благодаря визуальному осмотру будет понятно, какие строительные конструкции нужно обследовать детально.

Детальное обследование с разработкой проектно-сметной документации на капитальный ремонт входит в предлагаемый комплекс мероприятий по обеспечению безопасности зданий. “Обследование дорогостоящее — стоимость работы в одном здании может достигать 1 млн рублей, — говорит Нина Жилинская. — Но мера эта необходима. Используя современное, в том числе лазерное, оборудование, специалисты смогут назначить точное “лечение” зданию. В соответствии с ним планируется провести комплексные и выборочные ремонты строений”.

Этот комплекс мер лег в основу городской целевой программы “Безопасность образовательных учреждений” на 2009—2011 годы, проект которой обсудили на коллегии. В программе заложены средства — более 300 млн рублей на три года — на исследование всех зданий муниципальных образовательных учреждений, на комплексный капитальный ремонт четырех красноярских школ и выборочный капремонт 11 строений, которые уже прошли экспертизу и на них есть паспорта технического состояния.

Программа начнет действовать с 1 января 2009 года.

— Безопасность детей — это самое важное и для директора школы, и для начальника главного управления образования, — отметил Петр Пимашков, подводя итоги коллегии, — за нее несут ответственность и глава района, и мэр города. Поэтому к решению этого вопроса нужно приступать незамедлительно. Необходимо принимать предложенную программу и начинать ее реализовывать.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА