Новости

Учитель ищет вдохновение

Учитель ищет вдохновение

Учитель ищет вдохновениеМолодые, красивые, с чувством юмора и любимые детьми — вот такие они, современные учителя. Причем это совершенно конкретные люди. Участники красноярского конкурса “Учитель года”. Уже в конце марта станет известно имя победителя 2009 года. О том, как идет подготовка к финалу и зачем учителям нужны эти испытания, рассказала начальник главного управления образования администрации города Нина ЖИЛИНСКАЯ.

— Нина Ивановна, насколько вообще важно для педагога участие в различных конкурсах?

— Специфика работы учителя заключает в себе ежедневный конкурс, будь то объяснение учебного материала, встречи с родителями, ему всегда надо быть на высоте — грамотным, тактичным, ответственным. Меня радует, что нынешний учитель находит время и возможность следить за собой, быть стильным и ухоженным, в школу стали приходить работать мужчины. И, наверное, главная оценка деятельности педагога та, которую он получает, участвуя в конкурсах профессионального мастерства.

Одна из задач школы — воспитание современного гражданина, который сможет успешно реализовать себя в будущем. И необходимость конкурсов объясняется тем, что учитель и школа сейчас стремятся качественно выполнять тот заказ, который ставит перед ними общество. Педагоги осваивают новые формы работы и готовы к переменам. Поэтому сегодня без внешнего аудита, а не только признания обойтись нельзя. На это направлен конкурс “Учитель года”. Он выявляет лучшего из лучших. И чтобы это знаковое событие состоялось, была проведена колоссальная организационная работа. Городской этап предваряли районные отборочные туры. В этом году в них приняли участие 275 педагогов, а уже в финале за высокое звание победителя и лучшего учителя поборются 53 человека. Примечательно, что средний возраст конкурсантов 35 лет, и треть всех участников — мужчины. Эти педагоги уже вошли в историю муниципальной системы образования и в ее золотой кадровый резерв.

— Конкурсы профессионального мастерства имеют давнюю историю. А в каких проектах могут сегодня попробовать свои силы учителя?

— Действительно, если обратиться к истории, можно увидеть интересные факты. Еще в XIX веке педагоги стремились к объединению в профессиональные сообщества, учителя встречались и делились своим опытом и идеями. Именно тогда появились учительские съезды. В 1923 году по инициативе газеты “Правда” прошел первый профессиональный конкурс, в нем приняли участие 427 человек, а 27 из них стали победителями. Их фотографии напечатали на первой полосе газеты, так пришла всесоюзная слава.

В 1990 году “Учительская газета” инициировала возобновление конкурса “Учитель года”. Несмотря на сложную ситуацию в стране, проект развивался, число его участников росло, совершенствовались технологии проведения. О необходимости вспомнить об учительстве, его месте в формировании современного общества говорит еще и тот факт, что следующий, 2010 год в России будет объявлен Годом учителя. Конкурсу же исполнится 20 лет.

Я считаю очень важным то, что на районном и городском уровнях существуют такие мероприятия. Для красноярских педагогов создаются все предпосылки для участия в них, только на городском уровне по разным направлениям тринадцать проектов. Например, очень интересен фестиваль образовательных идей, на котором учителя представляют свои наработки: мультимедийные презентации, элективные курсы, разработки школьных сайтов. В прошлом году в нем участвовала тысяча педагогов.

Сейчас мы готовимся к краевому конкурсу классных руководителей и воспитательных систем. В этом году на региональный уровень выходим с интересной и сильной командой. Результаты работы красноярских педагогов вдохновляют. Недавно директор лицея
© 6 Алексей Лапков признан лучшим директором Красноярского края, а Татьяна Жихарева — директор школы © 94 — названа самым мобильным директором края.

Конечно, нас радуют победы и на федеральном уровне. В этом году красноярская гимназия “Универс” © 1 участвовала и победила в конкурсе “Лучшая школа России”.

— Что ждет участников конкурса в этом году?

— Особенности определяются его девизом “Инновации сегодня — стандарты завтра”. Конкурсантам необходимо не только раскрыть секреты педагогического мастерства, но и грамотно продемонстрировать инновационную составляющую своей деятельности.

Впервые на уровне города открытые занятия, мастер-классы конкурсанты будут проводить в незнакомой школе, с чужими детьми. Хотя мы, педагоги, прекрасно понимаем, что нет чужих детей, дети всегда и везде прелестны своей непосредственностью и любознательностью. Легко вести урок в родной школе, а вот попробуйте в незнакомом коллективе раскрыть весь свой педагогический талант! В 1995 году, когда я сама была участником конкурса, предложила отработать такой вариант. Получила большое удовольствие, и, не скрою, было очень приятно читать теплые слова детей, адресованные мне в памятной подаренной ими книге.

В процессе мастер-классов учителям предстоит интересная творческая работа — продемонстрировать свои методы и приемы организации воспитательного процесса, поскольку сегодня воспитание — важная часть педагогической работы. Воспитывают не словом, а действием. Современный педагог должен уметь заинтересовать подростков интересно и с пользой проводить свой досуг.

Самое серьезное испытание для определения абсолютного победителя предстоит лидерам по номинациям. Всего у нас их семь: учитель предметник, учитель начальных классов, учитель физической культуры и инструктор ДОУ, воспитатель ДОУ, педагог дополнительного образования, узкие специалисты (логопед, социальный педагог, психолог), тренер-преподаватель. Они будут выступать с публичным отчетом перед общественностью. По опыту своего участия в жюри конкурса, предполагаю, что и в этом году конкурсанты будут использовать различные приемы для яркой самопрезентации — аудио-, видеоматериалы, информационные технологии. Выступление должно быть построено с учетом выбранной номинации, девизом конкурса и собственного опыта.

— Участнику любого конкурса необходима поддержка. Кто помогает педагогам в непростых испытаниях?

— Практически всех участников выдвинули коллективы. И нет объективнее судьи, чем дети. Если ученики поддержали педагога, значит, в нем есть какая-то изюминка. Дух команды в таких состязаниях необходим. В процессе серьезной подготовки конкурсанты проходят специальные тренинги, с ними занимаются грамотные методисты, психологи.

— Нина Ивановна, по вашему опыту, что важнее — победа или участие?

— Участие. Но как приятно, когда побеждаешь. Появляется вдохновение, новые силы, желание делать гораздо больше, чему способствует сама атмосфера мероприятия — радостная и торжественная.

В этом году мы особенно трепетно относимся к городскому этапу, поскольку наш победитель будет представлять Красноярск на всероссийском уровне. Знаете, в поселке Московском есть садик, где каждый участник всероссийского конкурса высаживает свое дерево. Я надеюсь, что когда-нибудь там появятся именные деревья и красноярских учителей.

— Как не остановиться на достигнутом победителю? Получил ты признание профессионализма. И что дальше?

— Звездная болезнь педагогам не свойственна. Если ты признан учителем года, то должен соответствовать этому статусу, постоянно подтверждать его. Человек, переживший вдохновение, стремится к достижению его снова и снова.

Учительское становление порой происходит достаточно быстро. Я хорошо помню Сергея Пикалова как подающего надежды выпускника педагогического университета. После окончания вуза он выбрал лицей © 11 Кировского района и вот уже сам готовит своих первых выпускников. Его ученики заканчивают четвертый класс.

— Если дети — это главное жюри, то какой самый важный вывод делают для себя учителя? Чему учат педагога дети?

— Терпению. Годами учитель учится у ребят именно этому качеству. А для себя я поняла: важно, чтобы хотя бы время от времени вспоминали своего педагога добрым словом. Когда-то сама говорила детям — не нужно красивых слов на выпускных вечерах, здоровайтесь потом при встрече.

— Как педагогу успешно совмещать ежедневные уроки, самообразование и подготовку к конкурсам?

— В девяностых годах замечательный педагог Александр Исаевич Сосновский сказал: “Настоящие мастера, учителя с большой буквы никогда в таких конкурсах участвовать не будут. Нет у них ни сил, ни здоровья — они полностью отдают себя детям и школе”. В тот момент я достаточно дерзко возражала, что настоящий учитель — тот человек, который не боится трудностей, вместе со своими учениками создает новый урок, закрепляет новую норму, обновляет содержание образования.

Годы прошли, жизнь мудрее нас, все расставляет по своим местам. И сегодня мы понимаем, что главное жюри для нас — это дети. Подготовка к любому конкурсу требует собранности, ответственности и организованности. Конечно, потребуются затраты личного времени. Это определенный стресс. Но стресс все-таки больше положительный. То, что переживают участники конкурса, помогает им расти дальше. Безусловно, переживают все. Однако с участниками работают опытные психологи. Конкурсанты подробно разбирают, что конкретно не получилось, где нужно доработать. Сейчас конкурс превратился не просто в состязание, а в красивый праздник.

И тем не менее на первом месте для учителя должны оставаться дети, уроки, школа.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА