Новости

Ветхие пятна истории

Ветхие пятна истории

Ветхие пятна историиГосударство намерено сократить список федеральных объектов культурного наследия до трех тысяч. По данным Минкультуры, в России находится около 100 тысяч памятников истории и культуры. Наша держава не готова нести бремя по содержанию такого огромного количества объектов культурного наследия. Поэтому, беря пример с Запада, она решила поделиться старинными зданиями с частным капиталом.

Первоначально памятники, которые лишатся федерального статуса, передадут в регионы. Те в свою очередь должны либо оставить их на бюджете, либо отдать в хорошие руки от бизнеса. Но поставить дело на поток не удастся до тех пор, пока не будут залатаны дыры в нашем законодательстве.

Принятый в 2002 году законопроект “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ” разрешил приватизировать в том числе памятники культуры и архитектуры. Однако правительство должно было выпустить к нему ряд подзаконных актов, чего в полной мере сделано не было. В связи с этим встал вопрос об уточнении действующего федерального законодательства с учетом всех невыпущенных подзаконных актов. Госдума с начала 2009 года ломает копья по поводу новых поправок. Законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ” и в отдельные законодательные акты РФ” внесен в Госдуму депутатами от “Единой России”.

Итак, что же предлагают депутаты?

Все объекты будут продаваться на конкурсах. При этом объект может быть оценен с учетом трех составляющих — существующей цены, стоимости его реставрации и цены угрозы утраты. Стандарты этих трех оценок установят поправки к закону “Об оценочной деятельности”.

При оценке исторического здания будет учитываться “культурно-сервисный” потенциал объекта. Если в здании жил известный исторический деятель, то оно может оказаться дороже, чем особняк, у которого такого бренда нет.

Важный блок поправок касается порядка создания паспорта объекта. Собственник может купить объект без паспорта и самостоятельно профинансировать его создание. Государство в дальнейшем компенсирует часть затрат. При этом срок создания паспорта оговаривается, и при его неисполнении объект могут отобрать. Так же, как могут “принудительно и безвозмездно” отобрать и за плохую охрану объекта.

В паспорте будет точно описано все, что “следует охранять”, то есть все, чем обременен собственник. Причем в зависимости от результатов историко-культурной экспертизы он должен будет охранять не только архитектурный облик задания, но и, в частности, его назначение и даже название. Например, Елисеевский гастроном в Москве нельзя превратить в магазин бытовой техники и переименовать. В паспорте будет описан и режим публичного доступа на объект. Скажем, если это дом-музей, то режим публичного доступа сохраняется.

В паспорте будет устанавливаться и так называемая глубина реставрации. То есть до какой степени можно менять объект и что именно охраняется, например, полностью здание или его внешний вид или какие-нибудь детали.

Но пока федеральный документ только находится в стадии разработки, регионы решили действовать самостоятельно, в том числе и Красноярский край.

Заграница нам не поможет

Но “что день грядущий нам готовит”, пока никто точно не знает. Возможно, приватизация уникальных сооружений принесет ощутимую прибыль в казну региона. Возможно, содержание их ляжет непосильным бременем на местный бюджет, а желающих получить в собственность историческую недвижимость окажется до обидного мало. Есть вероятность, что при передаче прав собственности кто-то лишится крыши. Возможно, памятники выиграют, обретя одного хозяина. Или, напротив, многих постигнет участь уже полного исчезновения.

— У нас есть положительные примеры частного владения памятниками, — рассказывает Юрий Тихонович, руководитель службы по охране объектов культурного наследия. — Было, например, приватизировано здание на Сурикова, 42 в Красноярске. До и после пожара там выгорели все конструкции — теперь оно восстановлено и на сегодняшний находится в весьма приличном состоянии. Процесс приватизации памятников в Красноярском крае начался еще в 1994 году. Одним из первых был приватизирован небольшой особняк, дом купца Якобсона в центре Красноярска.

Катастрофической можно назвать ситуацию по памятникам Енисейска и Ачинска. Но если в Ачинске еще можно найти желающих взять памятники в своих руки, то в депрессивном с экономической точки зрения Енисейске надежд на инвестиции со стороны бизнеса очень мало. Вкладывать деньги в старые здания попросту невыгодно — усилия не окупятся. Несколько лет назад чиновники питали надежду на то, что Енисейск будет признан ЮНЕСКО городом-памятником, после чего заграница нам поможет восстановить эту уникальную архитектурную и духовную столицу Сибири. Но, увы, чаяния не оправдались. А пока из бюджета Красноярского края выделяется лишь малая толика от необходимого на восстановление памятников зодчества в северном городе. Считайте сами, на реставрацию одного объекта требуется около 20 миллионов рублей, у нас же в год на данные работы на весь край выделяется 50 миллионов.

А пока суд да дело, с карты Красноярского края исчезают уникальные памятники старины. Железнодорожный мост через Енисей, Гостиный двор, торговые ряды Гадаловых, усадьба Щеголевых, дом Потылицына в Красноярске — вот лишь самые известные из них. Мы теряем Речной вокзал. Всего в крае сегодня насчитывается около двух тысяч объектов культурного наследия. Более точной цифры не знает никто: работа по их паспортизации из-за отсутствия финансирования не велась уже 15 лет. За это время некоторые объекты сгорели в пожарах либо разрушены временем. Ведь около 700 из них имеют износ более 70 процентов. Некоторые архитектурные раритеты перестроены так, что утратили свой первоначальный вид и, следовательно, всякую историческую ценность. За ужасающими образцами далеко ходит не надо: например, еще пару лет назад в Богоявленском кафедральном соборе Енисейска, старейшей постройке на территории края, располагалась котельная.

Благие намерения

Эта неутешительная ситуация заставила охранные органы создать отдельную долгосрочную программу “Сохранение объектов культурного наследия Красноярского края” на 2010—2020 годы. Предполагаемый объем ее финансирования — более 4,5 миллиарда рублей. Подобный документ разработан в крае впервые за несколько десятилетий и направлен на разрешение накопившихся проблем по сохранению объектов культурного наследия. Целевое планирование затрат на 11 лет позволит учесть долгосрочный характер научных, проектных и ремонтно-реставрационных работ и дает возможность привлечения как бюджетов иных уровней — федерального, муниципального, так и внебюджетных источников. Рассмотрение концепции долгосрочной целевой программы состоялось на заседании главной коллегии министерства культуры Красноярского края.

Программа решает задачи не только сохранения объектов культурного наследия, их реставрации, но также и интеграции памятников истории и культуры в современную социальную, экономическую, культурную жизнь края и создания благоприятных условий для надлежащей эксплуатации данных объектов. В перечень архитектурных объектов, подлежащих реставрации, включены 37 исторических зданий, в числе которых 14 памятников культовой архитектуры, расположенных в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске, Туруханском, Шушенском, Емельяновском, Курагинском, Уярском, Енисейском, Козульском, Новоселовском, Назаровском, Сухобузимском районах.

Из более чем 400 объектов культурного наследия данного типа в долгосрочную целевую программу включены объекты высокой социальной значимости в культурном пространстве, степень износа которых превысила критический уровень — 50 %.

Наибольший объем работ предполагается по зданиям Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина и Минусинского драматического театра, зданию духовной семинарии, Архиерейскому дому, а также памятнику археологии “Шалоболинская писаница” в Курагинском районе, где планируется создать музей-заповедник.

Среди объектов первой очереди в Красноярске — жилой особняк С. Тропина конца XIX века, здание бывшей городской библиотеки, дом Абалаковых, контора Кузнецова и другие; в городах края — Ачинский драматический театр, в Канске — здание синематографа, в Туруханском районе — Троицкий монастырь, в Уярском районе — Ольгинская церковь.

Кроме того, в целевой программе предусмотрены меры по обеспечению государственной охраны около 800 объектов культурного наследия, такие, как формирование зон охраны объектов культурного наследия, определение границ территории, установление информационных надписей и обозначений, спасательные мероприятия по археологическим объектам.

Станет ли этот документ явью, сказать трудно. Большой вопрос здесь ставит пресловутый финансовый кризис. Известно, что концепция программы будет рассмотрена правительством Красноярского края, а затем (в случае одобрения исполнительной властью) проект уйдет на согласование к депутатам.

Вообще в апреле в Законодательном собрании и правительстве Красноярского края объекты культурного наследия были под особыми вниманием. Помимо рассмотрения долгосрочный программы, народные избранники приняли во втором чтении региональный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Красноярского края”.

Как подчеркнул председатель комитета по образованию, науке и культуре Василий Нечаев, работа над документом велась долго и была очень тщательной. В новый закон включен ряд норм, регламентирующих типичные спорные ситуации, возникающие в процессе охраны памятников истории и культуры. В частности, решен вопрос о последствиях умышленного и неумышленного уничтожения памятника. До сих пор в имеющейся нормативной базе региона отсутствовал ряд положений — о государственном реестре, о проведении экспертизы и выделении средств. Министр культуры края Геннадий Рукша отметил, что новый нормативно-правовой акт будет иметь важное значение с точки зрения организационных процессов, так как нового федерального закона, который бы урегулировал все спорные нюансы правоотношений в данной сфере, в ближайшей перспективе не ожидается. Региональный законопроект даст властям возможность более оперативного реагирования.

Руководитель территориального управления Росохранкультуры по Красноярскому краю Валентина Старокожева уверена, что принятие всех норм и законов, увы, не панацея для исторических и культурных объектов:

— Пока мы не поменяем своего сознания, не будем относиться к своей культуре и истории с должным пиететом, не поймем, что в нашем прошлом заключается и наше будущее, никакие законы нам не помогут. У большинства наших соотечественников низкая правовая культура. Даже если закон существует, у людей отсутствует понимание необходимости его соблюдать.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА