Новости

Тень металлурга

Тень металлурга

Правительство края, городская администрация, депутаты Госдумы от региона, Законодательное собрание в эти дни более всего обеспокоены великим противостоянием между энергетиками и металлургами. как известно, в конце апреля вице-премьер местного кабинета министров Михаил Кузичев по-обещал отключить Красноярский алюминиевый завод от электроснабжения за крупные долги перед филиалом Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) Сибири — “Крас-энерго”.

По словам директора филиала Геннадия Веревкина, задолженность КрАЗа перед сетевиками составила 594 миллиона рублей. Пресс-служба предприятия немедленно и резко отреагировала на заявления чиновника, сообщив в частности, что долг такого размера образовался из-за непомерно возросших тарифов на электроэнергию, что нарушило всю договорную систему: следовательно, считают на заводе, требования правительства и сетевиков идут вразрез с установленными правилами. Впрочем, затем краевой кабинет отыграл ситуацию назад. По мнению министра промышленности и энергетики Дениса Пашкова, КрАЗ не останется без электричества, и сейчас об отключении завода, который является основным потребителем электроэнергии Красноярской ГЭС, не может быть и речи: “На сегодняшний момент сумма задолженности не превышает полуторамесячный долг предприятия. Более того, текущие платежи со стороны КрАЗа производятся полностью. Учитывая, что Красноярский алюминиевый завод — крупнейший потребитель электрической энергии, его отключение будет иметь катастрофические последствия в целом для всего Красноярского края и для Сибири”.

Вот как прокомментировали тему “Городским новостям” в пресс-службе КрАЗа: “Мы считаем, что резкий рост тарифов на электроэнергию в условиях кризиса и падения цен на алюминий идет вразрез с задачей сохранения производства. Восемь месяцев КрАЗ, работая в условиях мирового экономического спада, предпринимает активные действия по снижению расходов по всем основным статьям, формирующим себестоимость продукции, сохраняя при этом объем производства, уровень зарплаты и рабочие места. Единственный показатель, который с марта начал расти ускоренными темпами, — это расходы на электроэнергию. В отсутствие решения по заключению регулируемых договоров на условиях пилотных проектов тариф увеличился в марте почти в два раза. В себестоимости тонны алюминия затраты на электроэнергию возросли при этом сразу на 135 долларов. И суммарный ежемесячный счет за электроэнергию увеличился на 270 млн рублей. Каждый месяц, начиная с марта, КрАЗ должен выплачивать сумму, равную двум годовым инвестпрограммам “Красноярск-энерго”…”. Металлурги даже написали письмо в правительство края с просьбой обратиться в Правительство Российской Федерации — чтобы нормативную базу изменили. Но просьбу завода не поддержали, говорится в релизе компании.

Тем не менее переговоры с участием краевых чиновников, энергетиков и металлургов велись — впрочем, как сказали корреспонденту “Городских новостей” на КрАЗе, пока безрезультатно.

Видимо, поэтому в минувший понедельник арбитражный суд Красноярского края принял к рассмотрению иск ОАО “МРСК Сибири” к ОАО “РУСАЛ — Красноярск” (так теперь официально именуется алюминиевый) о взыскании полумиллиардной задолженности. По мнению истца, информируют в арбитражном суде, ответчик нарушил условия заключенного между ними договора, а именно несвоевременно и не в полном объеме исполнил обязательства по оплате услуг по передаче электроэнергии за январь — февраль 2009 г.

По просьбе нашей газеты ситуацию комментирует депутат Госдумы от Красноярского края Виктор Зубарев:

— Красноярский алюминиевый завод — слишком важное производство для края. Остановка КрАЗа мгновенно повлечет множество сопутствующих проблем — это и экологические, и экономические, и социальные, и иные последствия. Тысячи красноярцев останутся без средств к существованию. В данной ситуации власти Красноярского края должны сделать все, чтобы этого не допустить. В то же время необходимо осознавать, что мы живем в условиях рыночной экономики, и, как говорится, долг платежом красен. Оказанная услуга должна быть оплачена в срок. И я не уверен, что руководство предприятия откажется от своих обязательств. Думаю, компромисс будет найден.

Оптимистично настроен и глава города Петр Пимашков, встречавшийся с коллективом завода на днях. Пресс-секретарь Петра Пимашкова Денис Кашин рассказал “Городским новостям”, что главным вопросом встречи была ситуация на заводе, в том числе возможные отключения электроэнергии на предприятии, информация о которых появлялась в средствах массовой информации. “Для города КрАЗ — это предприятие номер один, поэтому я бы хотел из первых уст услышать о том, какова ситуация и что необходимо сделать, чтобы сохранить стабильную работу завода”, — начал встречу глава города.

Управляющий директор КрАЗа Евгений Жуков заверил Петра Пимашкова, что ситуация на заводе стабильная: “Несмотря на сложную ситуацию в отрасли, Красноярский алюминиевый завод продолжает работать, было принято решение о сохранении в 2009 году объемов производства на КрАЗе, поэтому завод работает на тех же мощностях, что и в прошлом году”.

Как отметил директор алюминиевого дивизиона компании “РУСАЛ” Алексей Арнаутов, красноярский завод — единственный, на котором производство алюминия было сохранено в прежних объемах; за 2009 год КрАЗ произведет около миллиона тонн алюминия. По словам руководителей предприятия, в настоящее время ведется работа по сокращению издержек. По итогам первого квартала 2009 года себестоимость продукции снижена на 18 процентов. Снижается стоимость сырья, пересматриваются договоры с подрядчиками. Нерешенной остается одна серьезная проблема, которая не позволяет КрАЗу выполнить всю программу антикризисных мер — это вопрос по тарифам и расчетам за электроэнергию… “Решением этой проблемы для завода может стать достижение соглашения с МРСК “Сибирь”, а главное — ускорение процесса включения КрАЗа в государственную программу, по которой завод может получать электроэнергию по сниженному регулируемому тарифу”, — заявил Евгений Жуков.

Главу города особо заинтересовал вопрос о сохранении рабочих мест, выплате заработной платы и социальных гарантиях на предприятии. Руководители КрАЗа заверили Петра Ивановича в том, что сокращения на производстве в этом году не было и не планируется, кроме этого, отмечено, что сейчас на заводе около ста вакансий. Задержек по заработной плате тоже никогда не было.

“Я буду обращаться в правительство края с просьбой максимально оперативно решить вопрос с энергообеспечением предприятия, чтобы снять этот вопрос, позволить предприятию спокойно работать в сложных условиях мирового кризиса. Нагнетание атмосферы вокруг КрАЗа не может быть на руку никому, потому что за всей этой ситуацией стоят люди — красноярцы, защитить интересы которых задача и мэра, и правительства края”, — заключил глава города.

А на вопрос корреспондента “Городских новостей” относительно алюминиевого завода Петр Пимашков ответил так:

— Видимо, государственное управление экономикой — все-таки не самое неэффективное… Частные владельцы ведь не только заводами руководили, но и яхты покупали, а сейчас обстановка совсем другая. О коллективах следует думать, об ответственности за производство.

Конфликт, как можно понять сразу же, выходит далеко за рамки обычного спора хозяйствующих субъектов. Во-первых, КрАЗ — крупнейшее и самое богатое предприятие Красноярска. Еще совсем недавно цена тонны алюминия на мировых биржах приближалась к трем тысячам долларов. Умножьте это на миллион тонн — годовую производительность завода, и станет ясно, сколь огромную социальную и налоговую роль КрАЗ играет в краевом центре и регионе. И хотя сейчас из-за общеизвестных экономических проблем цена тонны упала в два раза, актуальность сохранения производства не только не ослабла, но и возросла: технология предприятия не позволяет останавливать, “замораживать” плавильные печи. Во-вторых, де-юре алюминиевый завод — только филиал холдинга “Русский алюминий”, главой которого остается крупный российский промышленник и миллиардер Олег Дерипаска. В крае хорошо знают — все ценовые, кадровые, контрактные и прочие решения принимаются не здесь, а в головном офисе холдинга. А вот у него-то как раз объем финансовых проблем колоссален и не сопоставим даже с красноярской версией. Как сообщает издание “Газета”, бизнесмена Олега Дерипаску, потерявшего в кризис 25 миллиардов долларов, продолжают преследовать кредиторы. Банки подают многомиллионные иски против лесопромышленных структур холдинга из-за просрочки платежей по кредиту, в аналогичной ситуации находятся машиностроение и обработка Дерипаски… Однако рекордсменом среди должников стала алюминиевая компания “РУСАЛ”, сумма долгов которой составляет около 16 миллиардов долларов — по сведениям из информированных источников, один миллиард приходится на наш КрАЗ. После всего этого понятно, на каком уровне сложности находятся краевые переговоры. Как это часто бывает, представители местных структур на каждом повороте дискуссии запрашивали мнение глав ведомств или компаний — ясно, что непосредственные результаты мог дать только визит сюда Олега Дерипаски и кого-то из высоких чинов Кремля, кто, собственно, и ведает энергетическими тарифами…


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА