Новости

Судный день

Судный день

Судный деньПоследний решительный бой решили дать противники ЕГЭ, обратившись в Верховный суд России с просьбой признать недействительным приказ Минобрнауки об обязательности испытания. 29 апреля состоялось первое заседание суда, но решение в тот день принято не было — финальная точка в споре будет поставлена 15 мая.

Напомним, что начиная с этого года, с 26 мая по 19 июня пройти через систему оценки в форме Единого государственного экзамена обязаны все выпускники средних школ страны, желающие получить аттестат или поступить в вуз. Чтобы получить свидетельство об образовании, ученику достаточно сдать тест по математике и русскому языку больше чем на “двойку”. Результаты ЕГЭ выпускник отсылает в вуз и, преодолев определенный балльный порог, зачисляется в учебное заведение. По мнению федеральных чиновников от образования, такой подход — это равные для всех школьников возможности получить высшее образование, минус коррупция. Проще говоря, успешно сдав ЕГЭ, талантливый ребенок из глубинки легко и просто поступает в МГУ, алчные экзаменаторы лишаются мзды, и все счастливы. Однако в благую миссию ЕГЭ верят далеко не все. Многие учителя, преподаватели вузов и родители имеют серьезные претензии к корректности и сложности тестов, убеждены в несовершенности инструмента, пагубном влиянии на уровень знаний “натаскивания на тесты”. Негативные настроения выливаются в акции протеста и апелляции, ведется ожесточенная полемика на форумах и в СМИ, но суть дела не меняется — на высшем уровне эксперимент признан удавшимся.

Незадолго до старта экзаменационной кампании группа родителей одиннадцатиклассников, во главе с президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым обращается в Верховный суд с исковым заявлением, в котором требует отмены обязательного проведения ЕГЭ.

—Я очень сомневаюсь в объективности тестов, — поясняет свою позицию истица Галина Воронова, чей сын-одиннадцатиклассник, окончивший курсы иностранных языков МИДа с “отличием” и свободно владеющий английским, написал пробную версию экзамена на “тройку”.

Основной аргумент противников тестирования в том, что приказ Министерства образования и науки, регламентирующий форму и порядок государственной итоговой аттестации для получающих среднее образование, содержит противоречие. Согласно одному из пунктов документа “ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы — контрольно-измерительных материалов” (КИМ) — то есть с использованием единых образовательных стандартов, которые по сию пору не разработаны и не утверждены.

Однако на первом заседании выяснилось, что позиция группы истцов шаткая, и четких обоснованных юридически доводов о том, какие именно законы нарушены приказом, они привести не могут. Оказывается, по причине преждевременности, то есть в виду того, что приказ министерства опирается на стандарты, которых еще не существует, — акт отменить невозможно. Несмотря на неподготовленность заявителей, судья удовлетворила просьбу о переносе дела, дав им время на более детальное и предметное обоснование требований. Такая лояльность обнадежила инициаторов процесса.

— У меня сложилось впечатление, что суд серьезно задумался над тем, что сегодня творится в образовании, — прокомментировал “ничью” Сергей Комков. — Я думаю, что мы найдем дополнительные обоснования для отмены этого приказа, надеюсь, что 15 мая это случится.

Буря в стакане воды

Несмотря на этот завидный оптимизм, почти все красноярские эксперты — как противники, так и сторонники единого экзамена — не верят в то, что у затеявших разбирательство граждан хватит сил выиграть, и недоумевают, почему суд над ЕГЭ затеяли вдруг, прямо перед началом испытаний.

У депутата городского Совета, директора школы © 10 Татьяны Казановой вызывают серьезные опасения последствия отмены ЕГЭ.

— Хочу надеяться, что 29 мая пройдет первый экзамен, — говорит Татьяна Ивановна, — но замечу, что пойти на подобное разбирательство смогли люди, несведущие в вопросах образования.

Казанова уверена: организовать за короткий срок все ресурсы для традиционных экзаменов — подготовить соответствующую нормативно-правовую базу, определить графики сдачи, заготовить задания, зашифровать их и разослать по всей стране — уже практически невозможно.

— Отмена ЕГЭ сейчас принесет вред всем и спровоцирует коллапс, — убеждена депутат.

— Не уверена, что Верховный суд отменит ЕГЭ, — с сожалением замечает Галина Воробьева, 40 лет преподающая иностранный язык в одной из школ края, — но не скрою, мне бы этого очень хотелось.

Воробьева, как и многие ее коллеги-стажисты, не видит в тестовой системе оценки качества образования плюсов.

— Обещания провести общественную экспертизу результатов эксперимента не выполнены, — сокрушается учитель. — Считаю себя компетентным педагогом — 70 процентов моих выпускников поступили в различные вузы, учась на “отлично” по иностранным языкам, сегодня все они востребованные специалисты в различных сферах. Полагаю, что это дает мне право судить о процессах, происходящих в образовании. Нам говорили о равенстве возможностей, но через ЕГЭ никто из наших деревенских детей в МГИМО не поступил. Изменили систему оценки, но при этом учебные программы поменялись лишь формально — изменили вид обложки учебников и нумерацию страниц.

Тем не менее Галина Павловна убеждена что, резкая отмена ЕГЭ перед началом экзаменов не приведет ни к чему хорошему:

— Непонятно, зачем устраивать детям дополнительный стресс, когда все более-менее успокоились? Пусть сдают спокойно тесты, а осенью можно вновь инициировать тяжбу.

А вузы — “за”

Несколько иная позиция у представителей высшего образования. Для них возврат к вступительным экзаменам — более привлекательная перспектива, и сжатые сроки им не страшны.

— С одной стороны, нам уже привычен и знаком ЕГЭ, — комментирует Наталья Ориенчук, исполняющая обязанности декана математического факультета красноярского педагогического университета, — но признаюсь, если бы его отменили, мы были бы только рады.

Наталья Степановна сетует, что переход на тестовую систему дает уровень знаний ниже, чем при традиционной системе:

— Первокурсники, приходящие к нам после сдачи ЕГЭ, геометрию вообще не знают, подготовлены узко, и в этом мы виним именно тестовый подход. Пройдя испытания весной, они начинают учебу после летнего перерыва в сентябре, и знания из их голов вообще, мягко говоря, выветриваются. Поэтому положительное решение суда нас бы только порадовало — подготовиться к вступительным экзаменам в августе мы бы успели, а дети целенаправленно бы готовились все лето и приходили бы в вуз подкованными.

Однако главный вопрос, над которым стоит задуматься всем противоборствующим сторонам, что делать выпускникам, потратившим много сил, времени и денег на подготовку к тестированию.

— Я в принципе только за отмену ЕГЭ, — говорит София Мозжерина, мать выпускницы одной из красноярских школ. — Но делать это прямо сейчас — неправильно, ведь это двойной психологический стресс для школьника, который готовился к тестам, ходил два года к репетиторам, и что теперь? Учить билеты мы уже не успеем, и хотя я не отношу себя к сторонникам тестирования, считаю, что кардинальная отмена ЕГЭ прямо сейчас до добра не доведет. Пусть уже лучше сейчас остается все как есть.

Неизбежная неизбежность

Впрочем, скорее всего, разговоры об отмене единого экзамена останутся только разговорами — специалисты оценивают шансы истцов на победу в процессе как минимальные.

— Едва ли противники ЕГЭ выиграют дело, — скептически замечает Эдуард Дрыков, красноярский адвокат. — Коллизия, на которую они ссылаются, скорее всего, не сможет повлиять на решение Верховного суда, в том, что найдутся более весомые аргументы, — сомневаюсь. Но главное в том, что в споре задействованы министерства и ведомства, и силы слишком уж неравные, с государством вообще сложно тягаться.

— Единый государственный экзамен — неизбежность, — подтверждает мнение юриста в приватной беседе компетентный источник в Минобрнауки. — Столько средств и усилий потрачено на культивирование системы, и вы думаете, ее кто-то сможет отменить? Всем понято, что ЕГЭ состоится, и состоится в заданные сроки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА