Новости

На волне трагедий

На волне трагедий

На волне трагедийНа прошлой неделе в таймырском озере Пясино утонул теплоход “Ярославец”. Пять человек, в том числе один член экипажа, погрузились в лодку и чудом сумели догрести до берега — как сообщают в подразделениях МЧС, на озере был четырехбалльный шторм, а при такой погоде речным судам выходить в рейс запрещено.

Первая же версия случившегося — судно затопило сильным ударом волны о борт. Семеро остались на теплоходе или рядом с ним, и, судя по тому, что их не могли найти несколько суток после катастрофы, было слишком мало шансов остаться в живых… По факту аварии уже возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта).

Водные чрезвычайные происшествия в последнее время стали сущим проклятием для Красноярского края. О Саяно-Шушенской ГЭС и говорить не стоит. Но вот посмотрите: в низовьях Енисея нынешним летом нашли тело утонувшего главы Минусинска Анатолия Кекина — по данным следствия, трагедия была связана с неправильной эксплуатацией речного судна. А две с небольшим недели назад состоялось решение Красноярского краевого суда по делу виноватых в крушении теплохода “Некрасов” 16 сентября 2005 года, когда погибли два члена экипажа и 12 пассажиров. Суд установил, что судно было перегружено: вместо максимально допустимых 70—80 тонн “Некрасов” вез больше ста. Сначала вердиктом первой судебной инстанции в Таймырском округе директор фирмы “Фарватер” — владелец судна — и его заместитель по безопасности и перевозкам получили условные сроки, но местная прокуратура не согласилась с таким приговором и отправила дело в Верховный суд России, откуда его перенесли на новое рассмотрение в Красноярский краевой суд. Он-то и приговорил собственника судна и его заместителя к трем и четырем годам колонии-поселения соответственно.

Депутат Законодательного собрания края и зампредседателя комитета по вопросам законности Юрий Швыткин, комментируя “Городским новостям” последние трагические события, отметил, что во всем виноват так называемый человеческий фактор.

— Сразу после катастрофы на озере Пясино мне пришлось услышать такое мнение: надо ужесточать меру наказания за неправильную эксплуатацию транспортных средств. Не согласен с этим. Во-первых, статьи Уголовного кодекса России за данные преступления и без того жесткие, а во-вторых, мировая практика “отрубания голов”, то есть суровая кара за любой проступок, приводила только к озлоблению общества и, заметим, уровень преступности не сокращала. Я считаю, необходимо проводить квалифицированную работу среди населения, направленную на повышение самодисциплины. Беспечнее народ стал, понимаете? Что далеко за примерами ходить — вспомните, сколько купавшихся людей этим летом утонуло?

Кроме того, в комитете по законности ЗС считают, что не только человеческий фактор, но и погоня за прибылью порой играет в судовых перевозках трагическую роль. “Некрасов” стал уже хрестоматийным примером. С “Ярославцем” пока, естественно, разбираются, и выводы правоохранительных органов могут последовать еще не скоро. Пока же, по сведениям сотрудников МЧС, известно, что на борту судна был незакрепленный груз — двенадцать 200-литровых бочек с топливом и строительные материалы. Предположительно в момент бокового удара волны они нарушили центровку корабля, и потом, вероятно, и случилось непоправимое.

Как предполагают в МЧС, при опрокидывании семеро человек были смыты за борт, пятеро оказались заблокированными в кубрике. Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин уточнил, что судно перевозило бочки с топливом, которые не были должным образом закреплены и рассыпались при шквалистом ветре. Упавшие в воду люди смогли отцепить от судна спасательную лодку, в которую поместились лишь пять человек, и они уплыли за помощью. Оставшиеся на борту капитан судна и четверо его спутников ждали возвращения лодки на днище перевернувшегося теплохода. Но через некоторое время он затонул вместе с людьми…

Уже известно, что капитан судна — житель Снежногорска Красноярского края. По данным ГУВД, он является и владельцем теплохода. В свою очередь Западно-Сибирская транспортная прокуратура пока не подтверждает все эти данные и сообщает, что “собственник судна сейчас устанавливается”. Всплыла и другая характерная подробность — “Ярославец” не был официально зарегистрирован в государственных органах, сообщил представитель Минтранса России. Выяснилось также, что теплоход вышел на воду без соответствующего разрешения.

Согласно “Справочнику по серийным транспортным судам”, “Ярославец” представляет собой одновинтовой буксир с ходовой рубкой и надстройкой на палубе и кормовым грузовым трюмом. Предназначен для буксировки малых судов. Может перевозить 10—15 тонн грузов и до 12 пассажиров. Длина судна 21 метр, ширина — четыре метра. Водоизмещение теплохода — от 40 до 47 тонн.

После аварии все 12 бочек с топливом и стройматериалы вынесло на берег, но, по уверениям местных экологических служб, никакого ущерба природе нанесено не было.

…Итак, после череды автокатастроф и авиапроисшествий в крае наблюдается тенденция крушений на воде. На первый взгляд, это сложно объяснить. Суда имеют наибольший по сравнению с другими машинами ресурс выработки. Их в регионе намного меньше, чем автомашин и самолетов. Какие опасности поджидали обычно речников? Пороги, туманы, возможность столкновений. Но капитаны Енисейского пароходства, как правило имеющие огромный опыт профессиональной деятельности, достаточно легко принимали меры против вероятных ЧП. Следовательно, остается фактор негативных перемен — беспечность людей и жадность владельцев, как в случае с “Некрасовым”. И еще — текучесть кадров, возникшая в отрасли после разрешения заниматься грузовым бизнесом на воде.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА