Новости

С позиции здравого смысла

С позиции здравого смысла

Есть ли поводы для оптимизма? Можно ли уже сейчас веру в лучшее будущее пересчитывать на рубли и миллионы бюджетных доходов? Каким отраслям стоит отдать приоритет — тем, благодаря которым мы получаем социальные услуги, или тем, которые рано или поздно должны дать дополнительные поступления в казну? Эти вопросы были основными на состоявшихся во вторник публичных слушаниях по бюджету города на 2010 год.

— Доходы в 2010 году по сравнению с нынешними почти не увеличиваются. Эта ситуация общая для всех бюджетов, — открывая обсуждение, сказал и. о. главы города Константин Филиппов. — И в этих условиях перед властями стоит дилемма: как поделить имеющиеся в распоряжении средства. Может быть три варианта. Первый — помочь тем, кто больше всего зависит от бюджета, то есть социальной сфере — школам, детским садам, больницам, поликлиникам, самым незащищенным категориям жителей. Второй — помочь предприятиям. Третий — раздать, так сказать, всем сестрам по серьгам. Последний вариант вряд ли можно признать рациональным. При общей нехватке средств они размажутся так, что нужного результата не получится ни в чем. В предложенном проекте бюджета город пошел по первому варианту. Но частично он включает в себя и второй путь: строя новые поликлиники, серьезно ремонтируя школы и детские сады, мы даем работу красноярским компаниям.

О прямых формах поддержки предпринимательства говорила в своем докладе заместитель главы Красноярска, начальник департамента финансов Галина Фазлеева:

— За последние два года расходы бюджета города на эти цели увеличились более чем в три раза. Сегодня предусмотрено девять видов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. А для предпринимателей, занятых социально значимыми видами деятельности, мы снижаем арендную плату за муниципальное имущество, предоставляем рассрочку и отсрочку по арендным платежам. Надеемся, эти меры позволят красноярским предпринимателям сохранить рабочие места, и в будущем бюджет города получит отдачу.

Тема развития бизнеса стала одной из основных в этот день. Причину четко объяснил депутат Законодательного собрания Валерий Сергиенко:

— Правильно разделить и правильно расходовать средства — для выполнения этих задач у городских властей достаточно профессионализма. Но что касается наращивания доходной базы — одних усилий муниципалитета здесь недостаточно. В развитии малого и среднего бизнеса Красноярск почти полностью использует свои возможности. Но только этого мало. Должен развиваться и стабильно работать крупный бизнес, промышленность. А это уже общая задача всех уровней власти.

Депутат городского Совета Наталия Фирюлина уверена, что свою роль в развитии бизнеса на местном уровне должен сыграть городской бизнес-инкубатор. Причем бизнеса, претворяющего в жизнь новые идеи. То есть такого, чтобы мог свободно конкурировать через несколько лет не только на местном рынке, но и далеко за его пределами.

Не обошлось и без обсуждения проблемы зависимости нашей экономики — начиная с российского уровня и заканчивая местным — от сырьевой составляющей. Но самый веский и неожиданный для многих аргумент привела Галина Фазлеева. По озвученным ею данным, доля предприятий металлургического комплекса в общих налоговых доходах бюджета города снизилась с почти 15 процентов до 5. Произошло это за счет развития торговли и пищевой промышленности, транспорта и связи.

О расходной части бюджета на слушаниях говорили не меньше. Первый из приоритетов здесь — затраты, целесообразность и объективность которых даже обсуждать смысла нет. Средства на них должны быть предусмотрены в полном объеме. Это заработная плата, медикаменты, питание и коммунальные платежи.

Пока, увы, бюджеты всех уровней не предусматривают увеличения зарплаты бюджетникам. Такая вынужденная мера никого не радует. Больше того, совершенно очевидно, что инфляция и рост цен на тарифы естественных монополий (тепло и электроэнергию) снизят реальный уровень доходов всех, чья зарплата не вырастет. То есть на ту же сумму в следующем году можно будет купить товаров меньше, чем сейчас. Понимая это, власти рассматривают разные варианты, как и когда все-таки можно будет провести индексацию. Это еще раз отметил Константин Филиппов:

— На слушаниях по краевому бюджету также ставился вопрос о необходимости проиндексировать зарплату бюджетников и расходы на содержание учреждений социальной сферы. Решено вернуться к этому вопросу в течение года.

При первой же возможности городские власти намерены пересмотреть и затраты на городской общественный транспорт и ЖКХ.

— Принимая во внимание, что очень важно сохранить расходы на социальную сферу, мы вынуждены были пойти на сокращение текущего содержания объектов внешнего благоустройства и расходов по транспорту, — отметила в своем докладе Галина Фазлеева. — Средства на эти статьи предусмотрены исходя из финансовых возможностей края и города. Их доля уменьшилась по сравнению с бюджетом текущего года с 30 до 20 процентов. Затраты на текущее содержание города снизились на треть. Поэтому, возможно, нам придется пересмотреть количество работающих светоточек, периодичность уборки города. Но в первую очередь предприятия этих отраслей будут работать над оптимизацией расходов и повышением доходов.

Что касается серьезных и больших проектов, то городские власти приняли решение не распылять средства, начиная множество новых. Решено прежде всего завершить те, что уже начаты. На долю именно таких объектов приходится 78 процентов всех средств на капитальные расходы. По отраслям в приоритете образование, где такие расходы выросли на 25 процентов, и здравоохранение, где рост — 31 процент.

В следующем году должна наконец-то открыться долгожданная для нового микрорайона детская поликлиника в Северном, начнется реконструкция правобережного травмпункта. Капитальный ремонт четырех зданий бывших детских садов, которые высвобождаются из аренды, поможет городу еще продвинуться в решении проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях. Серьезный ремонт предстоит провести в семи школах. Это здания постройки 40—50-летней давности, которым по результатам технического обследования вынесен соответствующий вердикт.

Бюджет, рассматриваемый на публичных слушаниях, его создатели называют не иначе как стартовым. Городские власти намерены активно работать над привлечением дополнительных доходов. Например, Красноярск готовится участвовать в 20 краевых программах из 35. Еще одна задача, которую ставят в городской администрации, — привлечь средства из Федерального инвестиционного фонда.

— Практика показывает, что к концу финансового года бюджет получается более наполненным, и весь 2010 год мы будем работать над тем, чтобы по итогу получилось именно так, — резюмировала Галина Фазлеева.

Пока же обсуждение стартового бюджета продолжается. Основной финансовый документ года будет еще рассматриваться в депутатских комиссиях, а потом — на сессии городского Совета. Именно там будет поставлена первая точка.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА