Новости

Не кочегары мы, не плотники

Не кочегары мы, не плотники

Как повысить престиж рабочих специальностей?

Герой Николая Рыбникова в фильме “Высота” был любимцем советской публики. Сильный, отважный монтажник покорял сердца девушек. Вслед за своим кумиром молодежь осваивала рабочие профессии и отправлялась на великие стройки. Сегодня молодые люди мечтают стать чиновниками или управленцами.

О том, как важно повышать престиж рабочих специальностей, говорилось на заседании Государственного совета, которое провел президент Дмитрий Медведев. Встреча была посвящена развитию профессионального технического образования.

Современная молодежь выбирает высшее образование, когда как большая часть предлагаемых вакансий — рабочие специальности.

Так, по данным службы занятости Красноярского края, в этом году в числе заявок от работодателей их доля составляет более 85 процентов. В числе наиболее востребованных специалистов — сварщики (средняя зарплата — 22 760 рублей), монтажники (20 132), операторы, аппаратчики и машинисты (17 605). Учитывая, что средняя заработная плата в нашем регионе — около 20 тысяч рублей, деньги, предлагаемые работодателями, немалые. Но должности остаются вакантными. Основная причина — отсутствие у молодых соответствующего образования и нежелание получать его.

На заседании Дмитрий Медведев отметил: в нынешних условиях, когда страна встает на путь модернизации, в первую очередь необходимо устранить сложившийся в 90-х годах перекос в сторону высшего образования. Президент Группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров привел данные: сейчас в стране готовят 80 процентов выпускников с высшим и только 20 с начальным и средним профессиональным образованием. Рынок же сегодня требует обратной пропорции. “Кто руками будет продвигать эти инновации? Вопрос стоит остро”, — подчеркнул он.

— На совете озвучены абсолютно правильные цифры, — говорит Александр Коломейцев, начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки края. — Наш край — в общем тренде, во всех регионах одно и то же: престижность рабочих профессий низка. Все стараются получить высшее образование. Типичный молодой человек думает: как же я буду работать сварщиком? Ведь это тяжелая, вредная профессия. Лучше получу высшее образование. А потом зачастую ему приходится трудиться не по специальности, при этом получать меньшие деньги.

По мнению президента нашей страны, решить проблему можно, но необходим комплексный подход. Важно создать систему софинансирования: вкладываться в развитие начального и среднего профобразования должны и власть, и бизнес. Стоит отметить: примеры такого сотрудничества уже есть, в том числе, и в нашем регионе.

Кроме того, глава государства считает: “чтобы профессиональное техническое образование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны региональные отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах. То есть четкий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны”. Заниматься формированием этого заказа государство должно вместе с предпринимательским сообществом, хотя в целом Медведев против возвращения системы распределения студентов.

Регионам же — особенно тем, кто раньше не задавался этими вопросами, — президент предложил разрабатывать собственные программы развития профтехобразования. И даже пообещал на конкурсной основе финансово поддержать лучшие проекты.

В нашем регионе с 2007 года действует ведомственная целевая программа “Развитие профессионального образования в Красноярском крае”.

— Уже тогда мы поставили проблему престижности начального и среднего профессионального образования как основную, — рассказывает Людмила Казакова, начальник отдела начального и среднего профессионального образования, воспитания министерства образования и науки края. — В первую очередь было решено поднять качество подготовки, чтобы выпускники смогли устраиваться на высокотехнологичные предприятия. Наш край — пилотный регион, мы реализуем программу модернизации профессионального образования.

Шесть краевых учреждений выиграли в приоритетном национальном проекте “Образование”, на их развитие было направлено 316 миллионов рублей. Эти средства получили из трех источников: федерального, краевого бюджетов и от работодателей.

— Развиваем самые востребованные сферы — металлургию, дорожное строительство, современные сварочные технологии, автослесарное дело, готовим специалистов для Нижнего Приангарья, — объясняет Людмила Викторовна. — Новизна подготовки в том, что учреждения работают под заказ: конкретный работодатель предлагает свою технологию и учит ее осваивать. Первые результаты уже есть. Если раньше заявки на трудоустройство выпускников формировались только в мае, теперь — уже в начале учебного года. Вырос конкурс на прием в учреждения. Так, в этом году в ачинском техникуме нефти и газа он составил три человека на место. Сейчас уровень комплектования учреждений по краю составляет 88 процентов, что на 12 процентов больше, чем в прошлом году. Ребята начинают понимать: надо получить рабочую профессию и жить достойно.

Сотрудничают с будущими работодателями в красноярском профессиональном училище № 86.

— Пока образование находится в стороне от бизнес-структур, востребованным оно не будет, — уверена директор учреждения Оксана Юдина. — И понимание необходимости такого сотрудничества должно быть у обеих сторон: ведь мы не можем существовать друг без друга.

Преподаватели училища совместно с компьютерными фирмами разработали профессиональные стандарты для специальностей “наладчик аппаратного и программного обеспечения” и “специалист по наладке компьютерных систем и комплексов”. В них представители бизнеса заложили требования к своим будущим сотрудникам. Как известно, существуют федеральные образовательные стандарты, которые устанавливает государство, а есть профессиональные, созданные работодателем. Сегодня учебным заведениям разрешено вложить профессиональный стандарт в основной — государственный, пройти лицензирование и давать знания в соответствии с этим совмещенным документом.

В свою очередь представители фирм уже помогают училищу в проведении занятий, по окончании обучения обещают выдавать сертификаты, подтверждающие знание определенных технологий и программ, и трудоустраивать лучших выпускников. Выгода сотрудничества очевидна: выпускники получат работу, бизнес — необходимых специалистов.

По мнению экспертов, самая сложная задача — сломить общественное мнение и повысить престиж рабочих профессий. Возможно, как в советские времена — с помощью кинематографа. “Но эта работа не должна быть тупой, она должна быть современной, — предупредил Медведев. — Сейчас же, что показывают — выглядит кисло”.

“В телесериалах 57 из 100 героев связаны с преступлениями: или преступники, или судьи, или заказчики, или менты, или жертвы. Рабочие не могут претендовать даже на десятую долю этого места”, — рассказал в интервью федеральному изданию кинокритик и социолог СМИ Даниил Дондурей. Рабочий был основным героем советской мифологии. Считалось, что он — в центре вселенной: то есть он самый благородный, важный, честный, великий, противостоит несправедливости. “На практике к концу 70-х, к 80-м годам рабочих стали сменять ученые, служащие, работники сферы услуг, люди с высшим образованием, — говорит Дондурей. — Постепенно мы перешли к эре белых воротничков. Сейчас значительное большинство населения имеет высшее образование. Выпускники ПТУ уже не являются нашими кумирами и кумирами девушек. И в будущем обществе рабочий класс, безусловно, не будет лидирующим. Чтобы поднимать престиж рабочего, нужно начать с престижа продуктивности вообще. То есть с тезиса о том, что важен труд, важен креатив, важны гуманные человеческие отношения, важно не воровать, а продавать свое какое-то усилие. И массовая информация вряд ли серьезно изменит ситуацию. Чтобы изменить общенациональную психологию, нужны гигантские усилия”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА