Новости

Техникум станет вузом

Техникум станет вузом

Как получить высшее образование, не поступая в институт

С декабря прошлого года в нашей стране началось обсуждение проекта нового закона “Об образовании в Российской Федерации”. По поручению президента России текст законопроекта опубликован для обсуждения 1 декабря на сайте zakonoproekt2010.ru “Об образовании в Российской Федерации”. Он будет доступен для комментирования совсем недолго — до 1 февраля этого года.

Как сообщает пресс-служба министерства образования и науки Красноярского края, к обсуждению подключился и наш регион. Перед руководителями муниципальных образований была поставлена задача обсудить новую редакцию законопроекта “Об образовании в Российской Федерации” на местах. Результаты обсуждений необходимо представить в министерство к середине января. Помимо того, мнения, рекомендации и предложения по новой редакции законопроекта каждый желающий может направить на адрес электронной почты Гражданской ассамблеи Красноярского края: grass@krsn.ru.

Предполагается, что во второй половине января 2011 года министерством образования и науки и Гражданской ассамблеей Красноярского края будут проведены общественные слушания с участием представителей исполнительной и законодательной власти края, муниципалитетов, общественных организаций и объединений, профсоюзов.

Что касается самого проекта закона, то в нём прописаны нормы по всем уровням образования. Судя по обнародованному проекту, довольно серьёзные изменения должны произойти в высшей школе. Согласно рабочему тексту, университеты (их число сузится до 120 наименований) максимально сократят выпуск специалистов, направив основные усилия на подготовку бакалавров, магистров и докторов

Кроме того, на уровневую систему планируется перевести и среднее специальное образование: учащихся техникумов разделят на квалифицированных рабочих и управленцев среднего звена. Еще одно нововведение касается колледжей и институтов. Они получат статус вузов первой ступени и перейдут на программы прикладного бакалавриата — ориентированного на практические знания. По мнению разработчиков закона, это обеспечит общее повышение престижа среднего специального образования.

Надо отметить, что пилотные проекты в данном направлении в России уже запущены в качестве экспериментов. Речь, в первую очередь, идёт о прикладном бакалавриате. Так, например, в конце прошлого года в нашем регионе прошла профессионально-общественная экспертиза предварительных итогов реализации проекта “Проектирование программ прикладного бакалавриата подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования для ведущих отраслей экономики Красноярского края”. Дело в том, что несколько учреждений среднего и высшего профессионального образования края вошли в число победителей федерального конкурса программ прикладного бакалавриата, в котором приняли участие профтехучилища и институты из 14 регионов РФ, и стали участниками этого проекта. Среди них оказались и учебные заведения краевого центра: Красноярский педагогический колледж № 1 имени М. Горького, Красноярский монтажный колледж, Красноярский индустриально-металлургический техникум, Политехнический институт СФУ, Институт нефти и газа СФУ, Институт цветных металлов и золота СФУ.

По официальной информации министерства образования и науки края, “эксперимент проводится с целью повышения эффективности и качества подготовки выпускников в соответствии с потребностями рынка труда и гарантированного их трудоустройства”. Теперь лучшие из учащихся ряда техникумов края смогут обучаться в техникумах по программам прикладного бакалавриата, а значит, получат диплом о высшем образовании и востребованную профессию.

По прогнозам, проект должен быть запущен в сентябре этого года. Но конкретные сроки и официальный старт эксперимента пока не назначены. “Планы на будущий учебный год формируются в апреле, — поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Красноярского педагогического колледжа № 1 им. Горького Татьяна Юманова. — Пока никаких приказов из министерства образования края, которому мы подчиняемся, не поступало, поэтому говорить что-то конкретное о проекте прикладного бакалавриата, думаю, рано”.

Новый закон “Об образовании”, проект которого сейчас обсуждается, пока ещё не внесен на рассмотрение Госдумы. Чиновники, в том числе и министр образования Фурсенко, утверждают, что в лучшем случае документ вступит в силу только с 2013 года. В этот же год, по словам министра, Россия также должна окончательно стать участником Болонского процесса — переход на одобренную в Европе систему должен повысить статус нашей страны в глазах образовательного сообщества как державы прогрессивной. Именно это желание слиться в едином порыве с европейским образовательным пространством стало одной из главных предпосылок появления как новой редакции закона “Об образовании” (она вступила в силу в прошлом году и уполномочила Минобрнауки определять политику вузов в части перевода их на уровневую систему подготовки студентов), так и обсуждаемого сегодня законопроекта. По мнению чиновников, новые образовательные стандарты позволят российским гражданам учиться по программам, принятым во всём мире, кроме того “будут способствовать повышению академической мобильности студентов и преподавателей, расширению научного обмена, открытости системы к глобальным инновационным трендам”. Говоря проще, студент, проучившись семестр в одном вузе, может послушать лекции в другом, курсовую написать в третьем, но при этом нисколько не потерять в знаниях, а после окончания вуза его диплом будет котироваться во всех странах Болонского соглашения, и соответственно, такой уникальный выпускник сможет найти работу где угодно. Перспектива, бесспорно, выгодная, но далёкая. Потому что сегодня сложности наблюдаются как раз в части “вольного передвижения”, а без такого свободного выбора модулей в разных вузах страны и мира — это уже не Болонский процесс.

Россия к Болонскому процессу присоединилась в сентябре 2003 года, и из всех положений сумела пока реализовать — и то частично — одно: введение бакалавриата и магистратуры. То есть согласно новым веяниям из Европы, наши вузы должны выпускать из своих стен специалистов по нескольким квалификационным уровням: бакалавр (четыре года обучения), магистр (плюс ещё два года), доктор философии (плюс три года). Если примитивно объяснять, чем будут заниматься новоиспечённые кадры, то тут расклад такой. Бакалавры идут работать на предприятия страны, магистры должны заниматься наукой, у докторов наук должны быть в приоритете как научные разработки на благо родного государства, так и подготовка новых квалифицированных кадров.

Но реалии таковы, что болонская система, на которую мы, кстати, должны были перейти по первоначальным планам уже к этому году, приживается на российских просторах с большим трудом. Среди преподавателей вузов так до сих пор и не сложилось однозначного мнения: нужно ли это нам, и пойдёт ли заграничный опыт на благо.

“Возможно, европейская система образования и приемлема для нашей страны, но надо признаться, что процесс её внедрения идет плохо, — высказывается доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроения Политехнического института СФУ Станислав Шатохин. — Ни мы, ни работодатели до сих пор не понимаем, что значит степень бакалавра и кому нужны такие специалисты. Бакалавр воспринимается как человек с незаконченным высшим образованием. Бакалавриат, наверное, больше подходит для гуманитарных специальностей, таких, как, например, социальный работник. За три-четыре года реально подготовить хорошего специалиста для социальной отрасли, а вот инженера — нет”.

Впрочем, с доводами технарей не согласны гуманитарии. “Болонская система не подходит для системы художественного образования, — говорит ректор красноярской академии музыки и театра Константин Якобсон. — Если она будет принята для консерваторий, то это грозит гибелью музыкального образования России. Какое тут может быть разделение на бакалавров и магистров, если музыке начинают учиться в семь лет и заканчивают в 21—22 года. Непонятно, зачем разрушать систему российского музыкального образования, если она является эталоном для всего мира”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА