Новости

Верхом на ядре

Верхом на ядре

Мирный атомный щит Родины может быть разрезан, переплавлен и распродан по кускам. К такому выводу пришли красноярские региональные депутаты, изучив принятый Государственной думой в первом чтении законопроект “Об обращении с радиоактивными отходами”.

Так, по мнению заместителя председателя Законодательного собрания Анатолия Ромашова, новая идея нижней палаты таит в себе много подводных камней, способных повлиять на безопасность ядерной энергетики, и требует определенной корректировки. “Учитывая, что весь ядерный комплекс в настоящий момент принадлежит госкорпорации “Росатом”, новый законопроект косвенно подтверждает желание руководства этой структуры в будущем акционировать отрасль, и поэтому сегодня в законодательной форме готовится перераспределение полномочий между государством и будущим акционерным обществом в пользу последнего”, — говорит он.

Многие депутаты ЗС солидарны с вице-спикером: коммерциализация атома недопустима. Учитывая, что красноярцы из-за соседства с ядерным производством кровно заинтересованы в сохранении своей среды обитания на тысячелетия вперед, депутаты решили подготовить обращение от сессии Законодательного собрания к Совету Федерации РФ с просьбой учесть замечания красноярцев к законопроекту и внести необходимые поправки, сообщили “Городским новостям” в пресс-службе краевого парламента.

Пока этот документ в Москву не ушел — дебаты в местных комитетах продолжаются. Но мысль о том, что “Росатом”, имеющий сейчас статус федерального унитарного предприятия, намерен превратить сам себя в ворох разноцветных акций, словно тусклая личинка в яркую бабочку, — похоже, скоро станет явью.
Недавно глава госкорпорации Сергей Кириенко, выступая на совещании с участием премьер-министра в одном из атомных НИИ, откровенно сказал, что государственные унитарные предприятия — устаревшая форма управления. “И на примере НИИ мы показали сегодня председателю правительства график акционирования оборонного предприятия — хочу отметить, что сто процентов акций останутся в руках государства, и так будет всегда. Акционерное общество как форма собственности является более конкурентоспособной, позволит работать предприятию в гражданской продукции на российском и мировом рынках”, — отметил он.
Видит перспективу российского мирного атома и премьер-министр Владимир Путин. Он подтвердил тот факт, что в ближайшие годы Россия продолжит инвестировать огромные бюджетные средства в атомную энергетику.

При этом концерн “Росатом” будет проводить агрессивную политику на международной арене, борясь за все новые контракты на строительство АЭС по российским технологиям. В ходе рабочей поездки в Ростовскую область Владимир Путин мог удостовериться, что огромные бюджетные средства, которые государство предоставляет “Росатому” — до 2015 года инвестиции в отрасль запланированы в объеме 1,4 триллиона рублей, — расходуются эффективно. При этом в текущем году на строительство новых энергоблоков из федерального бюджета выделено 68 миллиардов рублей, а с учетом инвестпрограммы концерна “Росэнергоатом” в 2010 году аппетиты ядерщиков будут удовлетворены в объеме 175 миллиардов. Главе госкорпорации “Росатом” Сергею Кириенко не составило особого труда убедить премьера, что лучшего применения казенных средств, чем развитие атомной энергетики, не найти.
— Это только первый этап больших изменений в ядерной отрасли, — комментирует нашей газете происходящее депутат Законодательного собрания Сергей Шахматов. — После того как сто процентов акций появятся и возникнет, скажем, ситуация срочного привлечения инвестиций, государство всегда может продать долю ценных бумаг частному предпринимателю.

Пока бояться, наверное, не следует — как говорил еще Райкин про нашу оборонную промышленность: там не дураки сидят и вряд ли позволят любопытному инвестору переписать секретный график полураспада плутония или, чего доброго, отвинтить от реактора особо важный болт. Контролировать самую стратегическую из всех стратегических сфер государство действительно будет всегда, иначе безопасность России понизится до нулевой отметки. Об этом, например, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов: вспоминая, что вопрос акционирования отрасли стоял давно и что с инициативой инвестиций в атомную энергетику выступал олигарх Виктор Вексельберг. Эксперт убежден: отрасль в любом случае останется под строгим госконтролем и никакие частные инвестиции никак не скажутся на ее управляемости и стопроцентной принадлежности государству.

Тогда зачем вообще Кириенко затеял игру с ядерным огнем? Ответ может быть только один — деньги. В России мирный атом дает только 16 процентов всего энергетического вала, а во Франции, например, больше восьмидесяти. В Штатах ядерные активы находятся в частных руках и, конкурируя друг с другом, угрожают рано или поздно опередить российские технологии. Вот, видимо, “Росатом” и решил последовать примеру ведущих стран: избавившись от государственной гири на ногах, выделиться в самостоятельное предприятие и начать зарабатывать прибыль — так сказать, главный стимулятор прогресса. Надо учесть еще, что гидроэнергетика страны после Саяно-Шушенской ГЭС подлежит долгому репутационному восстановлению. А катастрофа в Чернобыле, напомним, произошла в совершенно другом государстве. Во всяком случае, так может полагать молодой успешный менеджер Сергей Кириенко.

— Что может быть дальше? По логике развития событий — “Росатом” избавится от непрофильных активов, так всегда поступают ради роста производительности труда, — считает депутат Шахматов. — У нас в крае такой актив — производство полупроводникового кремния. Затем, лет через пять, возможен выход на биржи, то есть торговля частными акциями ядерных активов, и, наконец, полная приватизация атомной энергетики

Это не такое уж фантастическое предположение, как может показаться на первый взгляд. На днях вице-премьер Кудрин опять напугал россиян: приближается, мол, новая волна кризиса, а если ее и не будет, бюджеты ближайших десяти лет будут урезаны аж на 20 процентов. Даже если зловещие пророчества чиновника не сбудутся, денег в России всегда будет не хватать — казна еле-еле справляется с текущими расходами, а для качественного роста валового продукта необходимы миллиардные инвестиции. В атомной отрасли за примерами далеко ходить не надо. В соседней Иркутской области федеральное правительство строит крупнейший в мире урановый центр. А в Красноярском крае есть месторождения урана. По сложившейся схеме вкладывать средства в поиск, разведку и добычу стратегического металла не будет ни одна успешная корпорация — ей подавай сиюминутную прибыль. Поэтому резонно предположить, что ради развития отечественной энергетики атомщики-акционеры начнут поиски богатого зарубежного инвестора.

…Пока красноярские депутаты возмущаются идеей акционировать реакторы, в Москве ее уже поддержали. И то сказать, чего им бояться-то, если под носом нет атомного производства, как у нас… Например, директор центра по экологической безопасности Альберт Васильев считает, что законопроект об обращении с радиоактивными отходами не противоречит зарубежной практике. По его мнению, там “четко прописана” разница между РАО — радиационно опасными отходами и ОЯТ — отработанными ядерными отходами. Кто будет финансировать эти два вида атомных помоев, кто сможет выковырять оттуда оставшиеся “ценные” цезий, стронций и прочую ядовитую дрянь, — все, по убеждению Васильева, предусмотрено в законе.

Между тем на фоне всех этих дебатов в Россию продолжают ввозить отходы из Франции — так называемый обедненный гексафторид урана (ОГФУ). Против этого в середине марта выступили активисты “Гринпис”, развернув в Москве плакаты “Россия — не помойка!”. Пикет стал продолжением серии акций “Гринпис”, начавшихся во Франции осенью прошлого года. Уже неоднократно французские активисты блокировали железнодорожные пути в порт и пытались задержать отправку составов с обедненным ураном. 12 марта перед очередной погрузкой ОГФУ на борт корабля “Капитан Куроптев” три лодки “Гринпис” блокировали российское судно, успев развернуть баннеры и нарисовать на корпусе корабля знак радиационной опасности. К сожалению, они смогли лишь ненадолго задержать отправку опасного груза.

Совершенно неудивительно, что начинающаяся атомная шумиха приводит к появлению не только обоснованных версий, но и неправдоподобных слухов. Недавно ряд электронных СМИ распространил информацию о том, что параллельно с акционированием будет изменен и статус закрытых административно-территориальных образований — ЗАТО. Якобы “Росатом” “намерен проанализировать экономическую эффективность сохранения статуса закрытых территорий”. И затем также выходить на рынок с инновациями и бизнес-планами (читай — вывешивать государственную тайну на всех заборах). Однако, как выясняется на самом деле, в ближайшие три года никаких перемен в режиме существования красноярских ЗАТО не случится.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА