Новости

Выше некуда?

Выше некуда?

Появятся ли в вузах агенты изменений

О необходимости модернизации высшего образования сегодня не говорит разве что ленивый. Вузовская элита давно пришла к мысли о том, что высшая школа уже не может жить по-старому. Вот только какой она должна стать в современных условиях рыночной экономики? На этот и другие вопросы и попытались ответить участники круглого стола «Инструменты модернизации высшей школы в рамках государственной программы развития образования на период до 2020 года», прошедшего в рамках VII Красноярского экономического форума.

Сегодня вузы ставят перед собой примерно одинаковые задачи - воспитать грамотных специалистов для отраслей экономики и организовать взаимодействие с бизнесом. Но, по мнению экспертов, цель эта слишком узка, пришло время взглянуть на высшее образование шире - как на плацдарм для подготовки человека новой формации с инновационным мышлением, готового меняться и самообразовываться.

- Если посмотреть на инновационную стратегию государства, видна двойная задача, - считает заместитель генерального директора по стратегии и корпоративному развитию ОАО «Суэк» Анна Белова. - С одной стороны, мы должны определить перспективные направления, с другой - те стратегии, по которым мы способны дотянуться до западного уровня. Вузы должны решать две задачи: первая - инновационный человек, вторая - инновационное ноу-хау. То есть это не только подготовка студентов, но и создание инновационной структуры в рамках лабораторий.

В России сложилась парадоксальная ситуация - крупные корпорации превосходят университеты и по технологии управления, и по культуре, и по общему набору знаний. Возможно, это происходит потому, что наука от бизнеса первой вышла за рубеж, стала более мобильной.

Вот этого, по мнению участников круглого стола, довольно сложно добиться. При существующем соотношении преподаватель - студент вузовским кадрам практически не остаётся времени для занятий наукой, инновационными разработками. В лучшем случае большинство российских вузов концентрируется на подготовке специалистов для старых отраслей экономики и новых, только создающихся в конкретных регионах. А тут ещё и социальную функцию нужно выполнять.

Социализация высшей школы - интересная новинка, появившаяся в вузовском образовании буквально пару лет назад. Предполагается, что университет должен стать центром инновационной жизни конкретного города и региона, говоря советским языком, нести образовательную культуру в массы. Но, как оказалось, вузам пока не до того: слишком много нестыковок желаемого с действительным. Как сказал на круглом столе вице-президент фонда «Сколково», его главный управляющий директор по образованию и исследованиям Олег Алексеев, с одной стороны, университеты сделали федеральными, а это значит, что они действуют в интересах всей страны, а с другой стороны, они оказались не очень интегрированы в решение местных задач.

А это говорит об отсутствии конкурентности вузов. Так в какую же сторону мигрирует наша высшая школа?

Нынче подавляющее большинство вузов ставит перед собой цель наладить контакты с бизнес-сообществом. Правда, это не всегда получается.

- К сожалению, идеи, которые приходят от вузов, или очень устарели, или далеки от практики, - высказал претензии представитель бизнес-сообщества - директор по науке ОАО НК «Роснефть» Марс Хасанов. - Чтобы довести дело до практики, нужно очень стараться, создавать проектные группы. Бизнес должен ставить задачи вузу и принимать работу. В нашей компании для развития сотрудников создаются матрицы технической компетенции. Мы их передали в Сибирский федеральный университет, готовы поделиться и с другими вузами.

В своём желании дотянуться до иностранных и ведомственных учебных заведений вузы делают ставку на болонскую систему, которая предполагает обмен квалифицированными преподавательскими кадрами, мобильность. И в большей части - за счёт государства. Министр образования и науки России Андрей Фурсенко напомнил, что в прошлом году стартовал открытый публичный конкурс на получение грантов правительства для государственной поддержки научных исследований, производимых под руководством ведущих учёных в российских вузах. Из 507 поступивших заявок было поддержано 40, в том числе две Сибирского федерального университета на приглашение Энтони Джона Сински (светило в области биотехнологии) и Эрнста-Детлефа Шульце (эколога).

Кстати, мобильность оказалась в числе приоритетов и в деле удержания молодых учёных на родине. Вузовскую науку серьёзно сотрясает утечка лучших умов из России за рубеж. Каждый университет предпринимает свои попытки заинтересовать продвинутую молодёжь. У одних получается, у других не очень.

- В том, что молодые учёные уезжают за рубеж, я не вижу большой трагедии, - сказал ректор Дальневосточного федерального университета Владимир Миклушевский. - Кто-то остаётся там, но кто-то и возвращается. Одно из самых больших зол российских университетов - закрытость. И вот это уже намного серьёзнее.

Как показала дискуссия, ещё одной острой проблемой для молодых учёных России является откровенная необустроенность отечественной образовательной системы. Олег Алексеев рассказал об исследовании, которое проводилось во время организации «Сколково»:

За последние 25 лет из России уехало почти 30 тысяч учёных. Из них только 400 состоялись как успешные учёные, смогли возглавить лаборатории и продолжить собственные исследования. Остальные прозябают в роли рабов от науки.

- Мы пытались ответить на вопрос, что же может привлечь людей науки. И выяснили, что российская часть учёных на первое место ставит материальные проблемы и прежде всего жильё. Это говорит о том, насколько остро стоит эта проблема перед молодым человеком.

Некоторые вузы пытаются самостоятельно решить задачу закрепления молодых учёных в России. В Перми, например, строятся специальные дома для перспективных кадров. В Новосибирске применяется другой метод удержания - возможность получить продвижение по карьерной лестнице с помощью выборной системы.

- Мотивация должна быть, - считает министр образования и науки России Андрей Фурсенко. - Но наряду с инновационными вещами должны приниматься организационные решения. Мы должны поставить вопрос об ограничении нахождения в административной должности. Я считаю, что два срока для ректора в одном университете вполне достаточно. После этого он должен уйти. Я думаю, это существенно изменит отношение к административным должностям и сохранит молодых людей в вузах.

На круглом столе выявилась интересная закономерность: организация высшего образования в России оставляет желать лучшего, денег вузам на научную деятельность не хватает, молодые учёные предпочитают выезжать на работу за рубеж, и при этом преподавательская общественность вполне довольна сложившимся положением. Даже не просит у правительства дополнительных средств на инновационную деятельность.

- Развитие новых компетенций, а следовательно, и появление качественных изменений возможно только при наличии в вузах ряда факторов. Например, создание коллективных студенческих проектов, работа с реальным сектором, поликультурная коммуникация, повышение доли самостоятельной работы студентов, - считает научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. - Однако анализ опросов и интервью представителей администрации вузов, профессорско-преподавательского состава, студентов, выпускников и работодателей показывает, что все относительно довольны сложившейся ситуацией.

Объективная картина печальна, считает эксперт. Для того чтобы в высшей школе сегодня начались качественные преобразования, должны появиться так называемые «агенты изменений» - те, кто смог бы начать точечную модернизацию в каждом конкретном вузе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА