11.12.2017 | №3601

Секреты кулинарии: история и интересные факты

Автор: Анастасия МЕЛЬНИКОВА

Наши материалы об истории создания, нюансах приготовления и стоимости ингредиентов салата оливье вызвали множество читательских откликов. Поэтому сегодняшний выпуск “Городской контрольной” мы решили посвятить самому “вкусному” разделу школьного предмета “Технология” — кулинарии. 

Что поставим повару?

Правила этикета, тонкости приготовления самых разных блюд — от простейшего бутерброда до пирогов с начинками, азы безопасной работы с кухонной техникой и посудой — это и многое другое изучает раздел “Кулинария”.

Правда, посещают такие уроки, как правило, только девочки. В пятых классах ребят делят на две группы: мальчики занимаются в мастерских — учатся работать с деревом, металлом, девочки получают знания по домоводству, шитью, кулинарии.

— В нашей школе изучению раздела “Кулинария” мы уделяем определённую четверть, — рассказывает учитель технологии Людмила Мальцева. — Раздел включает теоретические и практические занятия, безусловно, приготовление блюд девочкам нравится больше всего. Но сначала даём теорию: объясняем правила техники безопасности, рассказываем историю создания тех или иных блюд, говорим об особенностях технологии приготовления пищи. И только потом переходим к практике.

Сложность блюд зависит от возраста учеников. В пятом классе девочки начинают знакомство с кулинарией с приготовления бутербродов. Ученицы постарше готовят горячие блюда, выпечку.

— Класс мы делим на бригады, по пять девочек в каждой, — поясняет педагог. — В бригаде — два повара, два официанта и бригадир. Бригады готовят блюда, потом мы вместе пробуем их и обсуждаем качество работы учениц. Оцениваются не только вкусовые качества готового блюда, но и то, как был организован весь процесс — вплоть до уборки кухни… Опыт мой работы показывает: сегодня многие, казалось бы, простейшие вещи некоторые девочки узнают только в школе. Понимаю, что они мало занимаются приготовлением блюд дома, в семьях их не учат этому. Так что занятия кулинарией в школе очень важны.

Развивая глазомер

Труды, технология, трудовое и профессиональное обучение — название этого школьного предмета изменялось несколько раз.

Первой в школьную программу предмет “Ручной труд” включила Финляндия, это было в 1866 году. Затем такие уроки появились в школах Франции, Великобритании, Италии. В нашей стране ручной труд начали преподавать в 1884 году. Тогда задачами трудового обучения было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами.

В годы становления советской школы в содержание программ по этому предмету входили переплётное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд.

В 1937 году трудовое обучение в общеобразовательной школе отменили. В 1954 году его вернули в первые — пятые классы, а ещё через два года — во все остальные классы средней школы. В начальной школе был введён “Ручной труд”, в пятых — седьмых классах — практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках, в восьмых — десятых классах — практикумы по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике.

В конце 1960-х годов для проведения уроков в старших классах использовалась производственная база — межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цеха предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.

В 1977 году в старших классах увеличили количество уроков труда — до четырёх в неделю. А в 1984 году в школьную программу ввели ещё один учебный курс “Основы производства. Выбор профессии”.

В середине 1990-х годов к предмету “Трудовое обучение” предъявлялись следующие требования. На уроках учащиеся начальной школы должны получить необходимые в жизни навыки ручного труда, элементарные знания по выращиванию сельскохозяйственных растений. И, конечно, научиться работать с бумагой, картоном, тканями, природным материалом.

Ученики пятых — девятых классов должны приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Технология могла проводиться по определённому профилю: кулинария, автодело, обработка тканей и так далее. В старших классах этот предмет преподавался либо по одному из профилей, либо, по желанию учащегося, в виде подготовки по профессии. Тогда к окончанию школы ученик сдавал квалификационные экзамены и получал свидетельство о получении трудовой специальности.

Сегодня уроки по трудовому обучению проводятся в школах с первого по одиннадцатый класс, в некоторых учебных заведениях — только до девятого класса. В начальной школе этот предмет иногда называют труды, хотя сейчас его официальное название — технология.

Нюанс

На днях проект новой концепции преподавания технологии отправлен на рассмотрение в Минобранауки. Известно, что обсуждаются два возможных направления для нового содержания уроков труда. Первое — давать всем ученикам базовые знания и умения по технологиям XXI века. Второе — проводить занятия так, чтобы каждый ребёнок мог хотя бы немного углубиться в будущую профессию. Ещё одно новшество: по мнению разработчиков проекта, уроки технологии не должны проводиться отдельно для мальчиков и для девочек.

Одновременно идёт работа над госстандартом по технологии. В том варианте, который есть на сегодняшний день, занятия будут состоять из двух частей — обязательной и по выбору. Часть по выбору — это несколько модулей, которые может предложить школа. Допустим, робототехника, кулинария, агротехнологии, овощеводство.

Любопытные кулинарные факты

— Примерно три тысячи лет до нашей эры люди научились варить суп.

— Примерно в 500 году до нашей эры приготовлена первая колбаса.

— В 490 году до нашей эры сварены первые макароны, а первый кулинарный рецепт макарон с сыром записан в 1367 году.

— В 62 году нашей эры в Древнем Риме для императора Нерона впервые было изготовлено мороженое изо льда и соков. В 600-е годы нашей эры в Китае к этим составляющим начали добавлять молоко. Мороженое в современном виде было изготовлено в 1769 году во Франции. А вафельные стаканчики для него появились в 1904 году в США.

— В VII веке создан рецепт знаменитой корейской квашеной капусты кимчи.

— В XIII веке изобретены вафли.

— В 1411 году записана рецептура изготовления прославленного сыра рокфор, в 1554-м создан рецепт сыра камамбер.

— В 1621 году создана технология производства воздушной кукурузы (попкорна). Широкое распространение этого блюда началось лишь в начале XX века, когда появились кинотеатры.

— 1810 год — прорыв в мировой пищевой индустрии и военном деле. Тогда была изобретена консервная банка. Знаменитая фраза Хлестакова “Суп в кастрюльке прибыл из Парижа…” посвящена именно ей. Британский торговец Питер Дюран запатентовал консервную банку. Первая фабрика по производству консервов открылась в 1813 году, а машина, позволившая автоматизировать процесс, была изобретена в 1846-м. По иронии судьбы, консервный нож был изобретён намного позднее банки — только в 1858 году. В 1959-м была запатентована консервная банка, для которой не нужна открывалка.

— В 1924 году придуманы замороженные продукты.

Тест 

1. Как можно передавать любые острые и режущие предметы?

А. Только ручкой вперёд

Б. Только в специальном чехле

В. Любым удобным способом

2. Как правильно снимать крышки с горячей посуды?

А. От себя, используя при этом прихватку

Б. Только на себя

В. Нужно сначала снять посуду с горячей плиты, только после этого можно снять крышку

3. Как с латинского переводится слово “кулина”?

А. Кухня

Б. Очаг

В. Повар

4. Обязательный компонент сбитня:

А. Сахар

Б. Пшеница

В. Мёд

5. Обязательный компонент рассольника:

А. Грибы

Б. Солёные огурцы

В. Сметана

6. В произведении А. С. Пушкина “Сказка о попе и о работнике его Балде” Балда говорит: “Есть же мне давайте варёную полбу”. Что такое полба?

А. Злак, вид пшеницы

Б. Название каши

В. Блюдо из курицы

7. Из какой крупы варят гурьевскую кашу?

А. Манная крупа

Б. Гречневая крупа

В. Овсяные хлопья

8. Какой из перечисленных вариантов верный?

А. Ножи кладут слева от тарелок, вилки справа, столовую ложку — в любом удобном месте

Б. Ножи кладут справа от тарелок, вилки слева. Возле ножа кладётся столовая ложка

В. Расположение столовых приборов не имеет значения

9. Чтобы посолить блюдо, находящееся в вашей тарелке, нужно:

А. Взять соль из солонки рукой

Б. Достать соль из солонки своей вилкой

В. Достать соль из солонки специальной ложечкой

10. Длинные макароны можно есть с помощью:

А. Ножа и вилки

Б. Вилки и ложки

В. Вилки и кусочка хлеба

Ответы

1 — А, 2 — А, 3 — Б, 4— В, 5 — Б, 6 — А, 7 — А, 8 — Б, 9 — В, 10 — Б.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Городская контрольная

Другие материалы по теме

16:23