14.12.2016 | №3450

БАЛАГАНЧИК: Посвящается Году российского кино

СУПЕРПЕРО-2016. “Сам себе режиссёр”

Письмо о рассказе и фильме “Судьба человека”

В наш современный стремительный век, когда хочется так много успеть, так много сделать, мы спешим и, как ни парадоксально, часто многое упускаем. Может быть, и вам знакомо чувство, когда в череде заданий, кружков, повседневных забот вдруг пронзает что-то иное, высокое, то, что вне времени… Так случилось со мной, когда пришлось прочесть рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”, а потом и посмотреть его экранизацию. Именно тогда я почувствовала, какой силой может обладать фильм, тогда поняла, что кино — это тоже искусство. Время остановилось, суета отступила. Так захотелось поговорить с автором, и родилось такое послание, которым хочу поделиться.

Уважаемый Михаил Александрович! Как бы мне хотелось побеседовать с Вами лично, но, увы! Время неумолимо, поэтому осмелюсь обратиться к Вам из моего далёкого Далека письмом.

У нас сейчас уже 2016 год. И как далеки от меня годы 1956—1957-й. И как совсем незнакома мне главная газета Советского Союза “Правда”… Но зато у меня в руках Ваш рассказ “Судьба человека”, который когда-то был напечатан в этой газете.

Читаю, что называется, залпом, не слыша и не видя ничего. Это что же может сделать судьба с человеком! И как же он, этот обыкновенный человек, может это выдержать! И как же Вам, дорогой Михаил Александрович, удалось обо всём этом рассказать устами главного героя Андрея Соколова такими, кажется, простыми словами и с такой, на первый взгляд, ровной и отрешённо-спокойной интонацией!? И сколько же в ней, в этой интонации, подлинного трагизма, невысказанного, невыплаканного горя! О какой огромной человеческой трагедии говорят слова, которыми Вы описали глаза Андрея Соколова — словно пеплом осыпанные. Да, эти глаза даже плакать не могут… А плачет за Андрея автор: “Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться…”

А ещё плачут такие девочки, как я. Это же невозможно читать о встрече отца и сына, долгожданной встрече. Только отец-то жив, а сын… “Лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда-то мимо меня, в неизвестную мне далёкую даль…” А лежит-то сын в гробу… Убит 9 мая! В День Победы! Ну вот как это можно пережить, особенно зная, что ни жены, ни дочери у тебя уже давно нет. Но был сын… Но был… Невозможно выдержать это человеку! Да только придётся. И выдержит Андрей Соколов, как выдержал до этого ад плена, где “в скотину они меня не превратили, как ни старались”. И даже заклятый враг признает, что Андрей — настоящий русский солдат, храбрый солдат.

И что дальше? Куда теперь идти солдату, кому нести печаль свою? Но Вы, Михаил Александрович, Гений! Вы дарите мне радость, счастье встречи Андрея Соколова с Ванюшкой. Этот мальчик, словно солнечный лучик, озарил жизнь сурового человека! И герой может идти дальше, потому что Вы подарили ему веру, надежду, счастье! Но и опять — печаль, тревогу… Конец-то Вашего рассказа открытый, поскольку “поршня” в моторе-сердце Андрея барахлят. Но будем надеяться…

В общем, только я передохнула, закончив читать Ваш рассказ, только вернулась через несколько дней в свою жизнь — новое потрясение! Оказывается, вскоре после публикации рассказа, в 1958 году, появился фильм “Судьба человека”. И фильм этот жив до сих пор. Я, конечно же, не могла его не посмотреть. В Интернете узнала, что экранизация Вашего рассказа стала для Сергея Бондарчука больше чем мечтой — целью жизни. А Вы не сразу доверились этому режиссёру! Как вспоминал Сергей Бондарчук, “он долго рассматривал мои руки и сказал: “У Соколова руки-то другие…” И я осмелюсь Вас уверить, что сомневались Вы зря: фильм потрясающий! Чёрно-белый (и, слава Богу, до сих пор не раскрашенный!). И иным, на мой взгляд, быть не может! Сергей Бондарчук очень уважительно отнёсся к Вашему рассказу, бережно сохранил его язык, стиль, композицию. А как здорово подобран актёрский состав! Сам Сергей Фёдорович блистательно сыграл Андрея Соколова.

Совершенно потрясает в фильме сцена негласной “битвы” Андрея Соколова и лагерфюрера Мюллера. Это каким же Человеком надо быть, чтобы даже в этом аду сохранить чувство собственного достоинства и чувство юмора! И как же это надо сыграть, чтобы я забыла, что это кино, а не реальная жизнь!

Хочется отметить, что роль лагерфюрера Мюллера актёру Юрию Аверину тоже удалась. Такой “отличный” негодяй получился! Что называется, хорош до жути, хвала актёру, этакую мразь ведь тоже надо сыграть!

А сцена с Ванюшкой… Этот пронзительный крик мальчика: “Папка! Папка, я знал, что ты меня найдёшь!”

Рискую навлечь на себя гнев более опытных зрителей, но всё-таки хочу Вам сказать, что в военных фильмах нет, пожалуй, больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы “горюшка по ноздри и выше” и при этом стался бы Человеком!

Нет никаких сомнений в том, что оба произведения потрясающие! И если в рассказе я вижу военное время, изображённое гениальным писателем, то фильм талантливого режиссёра позволяет услышать неизвестную мне эпоху и благодаря великолепной игре актёров погрузиться в то время, прожить и прочувствовать его. Спасибо великое Вам за такого героя и Сергею Бондарчуку, так гениально воплотившему его в фильме!

Простите меня, Михаил Александрович, за мои, может быть, излишние эмоции, но я действительно потрясена!

 

С безграничным уважением и преклонением

Светлана Горнякова, ученица 8-го класса

школы № 91 города Красноярска

1 ноября, 2016 год, век XXI

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

вчера 19:28

20 августа

«Детский район» - городская детская газета, приложение к муниципальной газете «Городские новости»

Учредители: Редакция газеты «Городские новости», Литературный лицей.

Редактор «ДР» - Елена Тимченко.

Выходит 2 раза в месяц. Каникулы – июль, август. Первый номер «ДР» вышел 23 февраля 2001 года.

Адрес редакции: 660001, Красноярск, ул. Корнеева, 50.

Телефон: (391) 244-08-27

E-mail: detskyi_rai@list.ru