20.03.2017 | №3489

Лимит для глазури

Такое явление, как обвес потребителя, существовало, наверное, всегда. Вполне вероятно, что подобный вид обмана практиковался с первых сделок, когда и денег-то ещё не было. Причины, по которым нечестные производители и продавцы обвешивают покупателей, вопрос скорее из сферы этики и психологии. Нас же куда больше интересует практика: где возможен подлог и как ему противостоять.

Одним из видов обмана является обвес за счёт добавления специальных средств, увеличивающих общую массу продукта. Такие процедуры, например, проводят со свежемороженой рыбой и морепродуктами, на которые часто наносят специальную ледяную глазурь: именно за счёт нанесения этой самой глазури и увеличивается общая масса. И нередко замороженная рыба, оттаяв, теряет до 30 процентов своего веса. Таким образом, покупатели платят, грубо говоря, за воду по цене, установленной за саму рыбу.

В то же время масса глазури, нанесённой на мороженую рыбу и морепродукты, не должна превышать определённых значений. Для продукции, произведённой из рыбы, это пять процентов от массы нетто (то есть непосредственно самого продукта, который мы будем готовить). Для креветок лимит глазури — шесть процентов массы нетто. Для рыбной продукции, произведённой из других водных беспозвоночных и млекопитающих, а также водорослей доля глазури должна составлять не более восьми процентов общей массы. Такие требования установлены СанПиН 2.3.2.1078-01 “Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов”.

Манипуляции в целях увеличения общей массы продукта могут быть проделаны и с другими замороженными продуктами. Так, например, иногда пельмени, манты, голубцы, котлеты, мясо, птицу для увеличения массы их веса намораживают до обледенения, перефасовывают и уже после этого продают. Такая “экономия” для продавца порой достигает 60—80 граммов на килограмм веса.

С помощью воды обвешивают покупателей и при продаже продуктов, которые не принято замораживать. Это товары, легко впитывающие влагу и реализуемые в обычных, пропускаемых воздух упаковках. Их размещают в помещение с повышенной влажностью. Со временем гигроскопичные продукты насыщаются водой, что, соответственно, увеличивает вес. Например мука, которую продают в пяти- и десятикилограммовых упаковках, может уже после двух-трёх дней нахождения в сухом помещении образовать увесистые комки. Если такое происходит, значит, продукт прошёл предварительную влажную “обработку”, а покупатель, недополучив несколько граммов, заплатил ещё и за воду. Легко впитывают влагу также соль, сода, крахмал, сахар, чай, кофе, некоторые крупы и макаронные изделия.

Что же делать потребителям, которых откровенно обвешивает продавец? В первую очередь необходимо обратиться с претензией в магазин, потребовав либо аудиенции с руководством, либо книгу жалоб и предложений (её страницы должны быть прошиты, а рядом с подписью руководителя стоять печать). Если на ваши претензии магазин не отреагирует (а срок рассмотрения жалобы — два дня, меры же по устранению её причин не должны занимать более 15 дней) нужно обращаться в Роспотребнадзор (горячая линия ведомства 226-89-50) или в суд с исковым заявлением. Если вина продавца будет доказана, он заплатит немалый штраф.

Нюанс

За обман потребителей (если сумма ущерба покупателя не превысила 1/10 части МРОТ) продавец несёт ответственность по статье Кодекса об административных правонарушениях. За обвешивание, обмеривание, обсчёт и иные сходные действия в отношении покупателя налагается штраф в размере:

от 3 000 до 5 000 рублей — для граждан

от 10 000 до 30 000 рублей — для должностных лиц

от 20 000 до 50 000 рублей — для юридических лиц и организаций

Если ущерб, причинённый продавцом покупателю, превысил одну десятую МРОТ, то ответственность наступает уже в рамках УК РФ (ст. 200), такой ущерб признаётся значительным. Ущерб в крупном размере — это обман, из-за которого покупатель потерял более одного размера МРОТ.

В тему

Депутаты Государственной думы РФ предлагают изменять денежное наказание в зависимости от стоимости, которую потребитель уплатит за товар или услугу. Значительный размер приобретённых товаров — от тысячи до 250 тысяч рублей, крупный — от 250 тысяч до полумиллиона, особо крупный — от полумиллиона рублей. Если потребителя обвесили, обсчитали или обмерили на крупную сумму, штраф для физлица предлагают поднять с пяти до 30 тысяч рублей, для юрлиц — с 30 до до 200 тысяч. Если имеет место особо крупный размер обмана, то ответственность за обвес для юрлиц предлагают поднять до полумиллиона.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
10:14

вчера 18:10

23 июня