09.02.2017 | №3474

Дидон, Сатанелла и Васька для счастья

Автор: Елена ЕСАУЛОВА

“Мои родственники Яков и Франц Изако — отец и сын — гастролировали в Красноярске в начале XX века. Франц был администратором, организатором гастролей, а его отец Яков фокусником. Насколько я поняла, он и давал свои представления в цирке, который назывался “Первоклассный цирк Изако”. Хотелось бы узнать как можно больше о пребывании цирка в Красноярске, было бы очень здорово найти какие-то визуальные материалы, их фотографии, фото выступлений, афиши, рекламные объявления в газетах. Заранее спасибо, Элеонора”.

Откликнувшись на просьбу читательницы, мы и не думали, что обнаружим столь любопытные сведения. Оказывается, отец и сын Изако не просто фокусник и администратор. Цирковая фамилия Изако была довольно известной в России в начале XX века. Франц Изако был владельцем и директором цирка, знаменитым артрепренёром, который набирал для выступлений артистов разных жанров — в том числе и зарубежных. Его отец слыл талантливым фокусником, который с юности колесил по Сибири со своим балаганом — небольшим уличным цирком-палаткой. Передвигался он на паре лошадей по ярмаркам, школам и казармам и накопил достаточно денег. Гораздо позже его сын открыл собственный цирк. Упоминания о первоклассном (как вариант — французском) цирке Франца Изако связаны с Томском, Екатеринбургом, Читой, Архангельском, Старой Руссой и т.п. В некоторых городах дореволюционной России у Изако были собственные стационарные цирковые здания, а где-то они арендовали землю и ставили лёгкие шатры на время представлений.

Красноярск

Антрепренёры Изако не раз организовывали представления и в нашем городе, сибиряки охотно покупали билеты на заезжих артистов. Для привлечения публики циркачи делали завлекательные афиши, а также сулили зрителям бесплатные подарки и устраивали розыгрыши ценных призов, что создавало дополнительный ажиотаж.

О гастролях цирка Изако в Красноярске нам пришлось добывать информацию буквально по буквам. В местном цирке, куда мы первым делом обратились, к сожалению, не сохранилось вообще никаких архивных данных — старые афиши, фотографии и т.п. когда-то были утрачены безвозвратно.

В Красноярской краевой научной библиотеке нам пояснили, что издания XX века находятся в ветхом состоянии и найти в них что-то про циркачей Изако будет довольно сложно. Зато библиотекари обнаружили в одном из номеров городского современного журнала за 2006 год обзорную статью про цирки прошлого. В небольшом абзаце разворота фигурировала искомая фамилия: “В 1915 году в нашем городе гастролировал цирк заслуженного директора Ф. И. Изаки с дамой-жокеем Шурой Изаки, столичными клоунами Францом и Дидоном, человеком-змеёй Сатанеллой, эквилибристом Валло, гладиаторами”.

Мы побеседовали с автором текста — сотрудником Красноярского краеведческого музея Тамарой Комаровой.

— Статью я писала одиннадцать лет назад и сейчас уже затрудняюсь вспомнить, как именно называлась газета, из которой я брала сведения про цирк Изако, — поделилась Тамара Семёновна. — Помню, маленькая заметочка про гастроли находилась в разделе хроники одного из тогдашних краевых или городских изданий.

Кое-что по теме мы выяснили у красноярских краеведов. Они рассказали, что в официальных городских вестниках XX века публиковались документы, где фигурировал директор цирка Франц Яковлевич Изако. В газетном выпуске публиковались данные о том, что в 1912 году Константин Георгиевич Москвич, доверенный содержатель цирка Ф. Я. Изако, обратился в городскую управу с прошением сдать ему участок земли под временную постройку временного летнего цирка на Театральной площади — за предоплату, на два-три месяца.

Записки клоуна

Настоящим кладезем занимательных фактов, колоритных деталей и забавных подробностей стала для нас книга “На арене старого цирка” Дмитрия Альперов, вышедшая в 1937 году и неоднократно переизданная. Автор — клоун из цирковой династии — написал книгу на основе записок своего отца и рассказов деда, которые также были клоунами и работали с цирком Изако. Правда, в книге обнаружилась небольшая неувязка. Почему-то отца Франца Яковлевича Изако — фокусника и балаганщика — в мемуарах клоуна и некоторых документах именуют Абрам Яковлевич, а не Яков, как следовало бы, исходя из отчества. Возможно, у старика Изако было двойное имя Абрам — Яков?

В остальном книга яркая и увлекательная. Вот только один курьёз с участием приглашённых к Изако артистов труппы Ямадо-Сан из Японии.

“…Основаны были номера на рискованных трюках, вызывавших у публики напряжённое состояние, полное волнения… На арену выбегал мальчик-подросток. Два японца схватывали его, подымали за голову и за ноги, клали на стол и держали. Подбегал окровавленный Ямада-Сан, срывал с мальчика рубашку, брызгал его водой и полосовал ножом несколько раз от низа живота к горлу и обратно. Подростка, залитого кровью, заворачивали в простыню и уносили.

Публика приходила от этого номера в необычайное волнение. Лица были бледные, губы дрожали”.

Понятно, что во время исполнения номера никто не страдал, но герой книги на вопрос впечатлительного зрителя однажды ответил, что “зарезанного мальчика” закапывают под галёркой и каждый раз выписывают из Японии нового. На следующее утро в цирк Изако нагрянула конная полиция с обыском, стражи порядка стали лопатами рыть землю под галёркой. Хотя Ямадо-Сан со смехом продемонстрировал полицейским технику фокуса, губернатор запретил исполнять “харакири”.

Екатеринбург

Кажется, полёту фантазии циркачей прошлого не было предела. Например, частью цирковых шоу тех времён были своеобразные конкурсы красоты среди… женщин-борцов. В 1911 году в Екатеринбурге прошёл международный дамский чемпионат по вольной борьбе, который устроил в цирке Франц Яковлевич Изако. Среди спортсменок проводили состязания “женской красоты и телосложения”. Борчихи кидали друг друга в партер девять дней, а в середине турнира выбрали самую обаятельную и привлекательную спортсменку. Ею оказалась уроженка Риги.

Чита

С окончанием царского времени цирковой бизнес в стране сворачивался. Собственное здание цирка Изако в Чите его владелец был вынужден продать в 1917 году. Сделал он это красиво. Финальное торжественное представление состоялось 2 июля. Как писал “Забайкальский рабочий”, гостям шоу были “розданы большие бесплатные подарки…1. Бриллиантовое кольцо или деньгами 185 руб. 2. Золотые серьги. 3. Карманные часы. 4. Серебряный бокальчик и остальные разные хозяйственные принадлежности”.

Приметы

Открытый в цирке зонтик, семечки считались знаками несчастья.

Хороший кассовый сбор предвещал мальчик. Если при продаже билетов к кассе первой подходила особа женского пола, это считалось предвестием неуспешных продаж. Чтобы обмануть судьбу, к кассе первым в очередь специально отправляли мальчика, а если первой подходила женщина или девочка, им под каким-нибудь предлогом отказывались продать билет.

В цирковых конюшнях часто содержались “счастливые” козлы. В цирке Изако был такой козёл Васька, который настолько обнаглел, что ходил во время представления по местам для публики и выпрашивал у зрителей папиросы, которые моментально зажёвывал. Однажды он съел соломенную шляпу артиста. В другой раз подошёл неожиданно к полицмейстеру и выхватил у него из рук только что вынутую папиросу, испугав того так, что полицмейстер отскочил и замахал руками.

АРХАНГЕЛЬСКЪ

ФРАНЦУЗСКІЙ ЦИРКЪ ФРАНЦА ЯКОВЛЕВИЧА ИЗАКО

Июля 19-го 1910 года

ОРКЕСТРЪ ПОДЪ УПР. Г. РЫСКИНА

Отделеніе первое

1. Оркестръ — Увертюра

2. Вольтижировка — Миссъ Элла

3. Упражненіе на трапеціи — г. Даниленко

4. Малолѣтніе акробаты — братъ и сестра Альперовы

5. Парфорсъ-наѣздница — МЪ-ль Дора

6. Комическій выходъ — исп. рыжій Франц

7. Выходъ директора цирка — Франца Яковлевича Изако съ паркомъ дрессированныхъ на свободѣ лошадей

 

АНТРАКТЪ

ОТДѢЛЕНІЕ ВТОРОЕ

8. Оркестръ

9. Упражненіе на тройномъ турникѣ — французскій акробатъ Маріани

10. Выѣздъ Любови Яковлевны Изако — высшая школа верховой ѣзды на чистокровномъ англо-арабскомъ жеребцѣ

11. Упражненіе на двѣнадцатиаршинномъ перше — выходъ директора цирка Ф. Я. Изако и арт. Г. Василевского

12. Музыкальные клоуны на разныхъ инструментахъ — тріо Травелли

13. Выѣздъ Дерби-Жокея

 

АНТРАКТЪ

ОТДѢЛЕНІЕ ТРЕТЬЕ

14. Оркестръ

15. Коръ-де-Воланъ — г. Аппелътъ

16. Выходъ лапотной капеллы — семейство Гурскихъ.

17. Кавказская джигитовка — г. Пацъ

 

КОНЕЦЪ

Въ случаѣ болѣзни лошади или артиста дирекція имѣетъ право замѣнить одинъ номеръ другимъ. Курить въ зданіи цирка строго воспрещается.

При циркѣ буфетъ съ крѣпкими напитками.

Режиссеръ ФИШЕРЪ

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
13:44

вчера 19:48