27.02.2017 | №3479

История в России

Сегодня выпуск “Городской контрольной” мы посвящаем истории — предмету, который так или иначе пригождается в жизни каждому. Ведь история — это не просто перечень дат и имён, но и наука о законах и тенденции развития общества.

Кому дымит Отечество?

Всероссийский центр изучения общественного мнения периодически пытает россиян на предмет знаний в различных областях. Не исключение и история родной страны. Но обнародованные данные, увы, не порадовали.

Более половины россиян не проявляют особого интереса к истории в целом. Почти сорок процентов респондентов заявили о том, что история страны способна увлечь их. А серьёзно изучают историю — то есть читают тематические книги, смотрят исторические фильмы, посещают музеи — лишь семь процентов опрошенных. Около трети респондентов интересуются этой темой время от времени. Самая равнодушная по отношению к прошлому молодёжь. Чем солиднее возраст респондентов, тем важнее для них историческая тематика: россияне старше 60 лет интересуются историей чаще, чем молодёжь (12 процентов против 5—8 процентов). Чтобы оценить уровень знаний россиян по отечественной истории, им предложили ответить на восемь вопросов из демонстрационного варианта ЕГЭ по истории России для одиннадцатого класса школы. Правильно ответивших на все вопросы набралось лишь два процента, четыре процента ответили на семь вопросов и восемь — на шесть вопросов. Четырнадцать процентов не сумели правильно ответить ни на один вопрос.

Подтверждают эту негативную тенденцию и результаты прошлогоднего Всероссийского теста по истории Отечества. Его результаты на три балла хуже, чем в итоги 2015 года. Средний балл участников в 2016 году составил всего 20 баллов из 40 возможных. Любопытно, что в тройке лучших регионов по среднему баллу оказалась провинция — Брянская область, Удмуртия. Москвичи в рейтинге оказались только на 59-м месте.

— К сожалению, наша молодёжь сегодня не так эрудирована, как их родители и деды, — говорит Светлана Гуляева, школьный преподаватель истории. — Я работаю в школе двадцать лет и вижу, как меняются дети: складывается впечатление, что обилие и доступность информации не даёт им сосредоточиться на той или иной теме — в основном они скачут по верхам, не углубляясь в проблему. История тесно связана с другими сферами жизни — от науки до культуры. Для того чтобы предмет стал интересным и живым, нужен неплохой кругозор, это помогает видеть те или иные события в контексте, формировать личное отношение и позицию. Но, увы, немногие родители сегодня занимаются культурным образованием своих чад. Я знаю подростков, которые в четырнадцать лет ни разу не были в музее, в театре, на выставке. С ними труднее всего работать — объяснить, что этот предмет пригодится не только профессиональному историку, но и экономисту, и инженеру.

Идеально было бы, считает Светлана, чтобы уроки по гуманитарным дисциплинам велись в комплексе. Например, проходят дети Первую мировую войну и параллельно на других уроках им рассказывают, что в это время происходило в литературе, изобразительном искусстве, музыке, науке, как мир реагировал на события минувших дней.

— Просто констатация фактов и дат — скучно, — поясняет Светлана Гуляева. — Я пытаюсь подавать их в контексте, но, к сожалению, выделенных программой часов не хватает на “анимацию”. Да и учитель литературы лучше расскажет о настроениях в писательской среде той эпохи. Учебники нам в этом тоже не могут помочь — они довольно унылые. Заинтересовать человека прошлым своей страны и всего мира в детстве — очень важно. Из тех, кто знает историю своего Отечества, уважает историю других стран, вырастают настоящие граждане, неравнодушные к судьбе своего государства и соотечественников.

В тему

Почти все школы России с будущего учебного года начнут заниматься по новым учебникам истории. “Мы сделаем всё возможное, чтобы большая часть регионов в 2017/18 учебном году обучались уже по новым учебникам с 1 сентября. Для нас это очень важно”, — сказала глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Переход на новые учебники, изданные в соответствии с Концепцией учебно-методического комплекса по отечественной истории, стартовал в 2015 году. Их основой стал Историко-культурный стандарт, разработанный в 2013 году по поручению президента РФ Владимира Путина.1, 27 февраля, 14.04

Какого роста был Наполеон

Большинство из нас уверены, что французский полководец, император Наполеон был маленького роста. Более того, считается, что именно рост стал одной из причин его огромных амбиций. В современной психологии также существует понятие о комплексе Наполеона, который заключается в том, что мужчины низкого роста стремятся компенсировать “недостаток” успешной карьерой или излишней агрессией.

Одна из самых распространённых версий о росте Наполеона гласит: в высоту известная личность была 157 сантиметров. Однако в нескольких французских источниках рост указывается иной — от 166 до 172 сантиметров, что не может не наводить на размышления. Например, рост Бонапарта в “Словаре Наполеона” под редакцией Тюлара — 169 сантиметров.

Откуда появилось число 157? Скорей всего, оно возникло из-за перевода в сантиметры роста Наполеона. Его рост был 5 футов 2 дюйма и 4 линии — так запротоколировано после его смерти. Это действительно составляет 157,58 сантиметра, но если единицы измерения — дюймы — английские. Но футы бывают не только английские, раньше ими измеряли и во Франции. Только в последнее время об этом мало кто помнит. А французский дюйм отличается от английского — он больше. Поэтому при переводе роста Наполеона в сантиметры, опираясь на французскую метрическую систему, он составляет почти 169 сантиметров, что по тем временам для европейского мужчины очень неплохие показатели. “Низкорослый” император на деле не дотягивал до гренадерского роста всего-то три-четыре сантиметра.

Хотя Наполеона действительно называли Le Petit Corporal (“маленький капрал”). Возможно, из-за особенностей сложения. У него была крупная голова, общая диспропорциональность оказывала влияние на восприятие. Кроме того, молодой Бонапарт выглядел как мальчишка: худой, хрупкий. И прозвище “маленький капрал” главнокомандующий итальянской армией мог заслужить из-за кажущегося малолетства — хотя на тот момент полководцу было уже 26 лет.

Тест

1. В каком году произошло Крещение Руси?

а) 998

б) 1003

в) 988

2. Кто является основателем Красноярска

а) Семен Дежнёв

б) Андрей Дубенский

в) Александр Степанов

3. Какое событие произошло в России в 1707 году?

а) крестьянская война под предводительством Булавина

б) крестьянская война под предводительством Разина

в) начало строительства Петропавловской крепости

4. Когда Аляска была продана Россией США?

а) 1867 год

б) 1796 год

в) 1888 год

5. Когда началась Первая мировая война?

1) 9 января 1913 года

б) 28 июля 1914 года

в) 11ноября 1914

6. Сколько государств из состава бывшего СССР приняло участие в алма-атинской встрече в 1991 году и каково основное решение этой встречи?

а) восемь, принятие Декларации об окончательном прекращении существования СССР

б) девять, роспуск Совета Республик бывшего СССР

в) девять, принятие Декларации об окончательном прекращении существования СССР

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
15:43

вчера 15:11