13.11.2017 | №3588

Каждый полёт — подвиг

Автор: Ольга МАЕВСКАЯ
Фото: Александр ЧЕРНЫХ

О трассе мужества “Аляска — Сибирь”, маршрут которой пролегал через Красноярск, знает весь мир. Подвигом в годы Великой Отечественной войны было и преодоление экипажами над тайгой тысяч километров, и строительство самой трассы.

Значительная часть пути в более чем шесть тысяч километров пролегала над малонаселённой местностью с суровым климатом, любая неполадка могла привести к крушению самолёта. Не вся техника доходила до места назначения, случились аварии, люди гибли в страшных катастрофах.

В этом году Красноярск отмечает важную дату в своей истории — 75-летие со дня открытия воздушной трассы “Аляска — Сибирь”. Этому событию была посвящена международная научно-практическая конференция, прошедшая в Сибирском федеральном университете. На протяжении нескольких лет специалисты вуза ведут научные исследования и поисковые работы не только в крае, но и в разных точках России. Студенты выезжают на места боевых действий, проводят раскопки неучтённых воинских захоронений. Учёные-историки исследуют маршруты взаимодействия с союзниками, технические характеристики самолётов ленд-лиза в сравнении с советской техникой, работу авиационных частей того периода и их вклад в Победу и многое другое.

Как отметил заместитель главы города Сергей Кочан, мероприятия, приуроченные к этой исторической дате, в Красноярске проходили в течение всего года. Конференция — это кульминация событий.

— Особо ценно, что они нашли отклик не только у красноярцев, но и у многих жителей России, а также зарубежных стран, — рассказал Сергей Владимирович. — Безусловно, подобный эффект очень важен, особенно в сложившихся условиях российско-американских отношений. Обращение к великой истории, которая нас объединяет, — повод задуматься о том, насколько ценен мир.

В конференции приняли участие российские и американские учёные.

В течение двух дней в университете работали тематические секции, где со своими докладами выступили историки, архивисты, краеведы, представители общественных организаций, поисковых отрядов.

Сотрудничество государств, самолёты ленд-лиза, красноярский аэропорт в годы войны, воздушная трасса в литературе и кинематографе, работа поисковиков — это лишь часть тем, которые обсудили участники.

Участники конференции и студенты вуза познакомились с уникальными выставками, открывшимися в рамках конференции.

Организаторы экспозиций представили фрагменты техники с мест катастроф, личные вещи лётчиков, уникальные архивные документы.

Кроме того, красноярцы познакомились с выставкой детских рисунков на тему воздушной трассы и выставкой постеров художников разных стран — “Авиационный ленд-лиз США — СССР”.

— В Красноярске в военные годы находился центр переучивания фронтовых пилотов, здесь стоял учебный полк, — рассказал Вячеслав Филиппов, сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ и один из организаторов мероприятия, — фронтовики прибывали сюда железнодорожными эшелонами. Обучение длилось от двух недель до месяца. За годы работы трассы в нашем тыловом городе произошло 60 авиационных катастроф, связанных с перегоном, с переучиванием пилотов работе на новой технике. 123 человека погибло. Поисковой отряд Военно-инженерного института СФУ и наши добровольные помощники установили уже 23 памятных знака на местах гибели пилотов. Три экипажа были найдены на местах катастроф и торжественно захоронены на Троицком кладбище города.

Гостем мероприятия стал представитель американской стороны Август Шефер с супругой, внёсший значительный вклад в организацию этого мероприятия. В изучение темы “АлСиба” он с огромным интересом погрузился несколько лет назад. “Эта легендарная трасса — пример того, чего можно достичь совместными усилиями. Это важный исторический урок для всех нас”, — отметил Август Шефер.

Значимым событием конференции стала прямая видеолиния с руководством Фонда полётов “БРАВО 369” (США). Специалисты рассказали о реставрации самолётов ленд-лиза и об участии в авиационных выставках. Кроме того, в рамках конференции состоялась трансляция архивных видеоматериалов, рассказывающих об истории трассы и самих лётчиках, в том числе о Майке Ханте. Сейчас ему 95 лет, и это единственный здравствующий лётчик времён Второй мировой войны, который летал на В-17.

Акцент:

Как рассказывают специалисты, широкий интерес к истории “АлСиба” появился, когда на станции Крючково был найден упавший в годы Великой Отечественной войны самолёт вместе с останками членов экипажа. Но до 1994 года информация по трассе была засекречена. Материалы в СМИ появлялись ещё в 1980-х годах, но активная работа по этой теме началась с 2002 года.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
12:02

вчера 20:07

17 ноября