07.12.2017 | №3600

Орла хотелось бы вернуть

Здание типолитографии Ю. и М. Кохановских (исторический снимок) по пр. Мира, 55. Теперь здесь находится Красноярский НИИ геологии и минерального сырья.

 

Фасады этого здания, расположенного в центре города, уже издали выделяются на фоне окружающей застройки чрезвычайно богатым и орнаментальным декором. Увлечение декоративным украшательством отдали дань ряд архитекторов, успешно работавших в Красноярске, но никто из них не сумел превзойти автора проекта Владимира Соколовского. Его талант интерпретатора и стилизатора художественных стилей проявился и в архитектуре и объёмно-планировочных решениях этого здания. Речь об объекте культурного наследия регионального значения “Типография Кохановской. Модерн, 1910 г. Архитектор Соколовский”.

Интересна и богата событиями жизнь Владимира Соколовского. Владимир Александрович родился в мае 1874 года в Витебской губернии. В раннем возрасте он лишился родителей и получил воспитание в сиротском учебном заведении, в котором показал способность к учёбе и наклонности к техническим наукам и художественному мастерству. С 1895-го по 1901 год Соколовский учился в Петербургском институте Гражданских инженеров императора Николая I. Владимир Александрович получил назначение на должность младшего архитектора строительного отделения Енисейского губернского управления. В далёкий Красноярск он отправился с молодой женой Марией Георгиевной (дочерью дворянина). Хорошая профессиональная выучка, приобретённая в годы учёбы, знакомство с архитектурно-строительной практикой Санкт-Петербурга как главного города Российской империи способствовали быстрому продвижению по службе и получению заказов на проектирование.

Суровый сибирский край пришёлся по душе молодому специалисту, он всем сердцем полюбил Сибирь и связал с нашим краем всю жизнь. Только за восемнадцать предреволюционных лет Соколовским было спроектировано свыше 100 мостов и переходов на Сибирском тракте и свыше 100 зданий на территории Енисейской губернии. Профессиональное мастерство, высокая инженерная и художественная культура, тонкое чувство материала делают Соколовского одним из ведущих архитекторов начала ХХ века не только Енисейской губернии, но и всей Восточной Сибири, а его наследие в виде сохранившихся многочисленных зданий требует тщательного ухода и проведения работ по сохранению памятников.

Фрагмент фасада с маскаронами — мифологическими образами дев и сатира.

В межреволюционный период страна переживала бурный экономический рост, что не могло не сказаться на застройке Красноярска. Расцвет экономики способствовал строительству многоэтажных каменных зданий и постепенному вытеснению из центра города деревянных построек, которые возводились на периферийных, менее престижных участках города. С 1907 года в Красноярске началась своеобразная “строительная горячка”: в 1907 году было выдано 539 разрешений на постройку новых зданий или перестройку старых, в 1908-м — 267 разрешений, в 1909-м — 311, в 1910-м — 271 и по 15 июля 1911 года — 160 разрешений. Это объяснялось, по мнению современников, “увеличением населения города после японской войны, когда многие, возвращаясь домой , вывозили из Манчьжурии деньги и спешили превратить их в недвижимость”. Именно в этот период один за другим появлялись большие частные дома, проекты для которых разрабатывали, как правило инженеры и архитекторы, приехавшие в Красноярск в начале 1900-х годов после окончания обучения в Санкт-Петербурге и Москве.

После постройки типографии крупнейшими издателями в Красноярске стала семья Кохановских, выпускавшая самые популярные газеты: “Красноярец”, “Красноярский вестник”, “Отклики Сибири”.

Кстати, о газетах. Если до 1905 года пресса в Красноярске развивались довольно медленно, то после Первой русской революции город пережил настоящий газетный бум. Прежде всего он был вызван издательской деятельностью различных партий, но вот затем рост периодики во многом стал обуславливаться именно рекламой. В 1910 году журнал “Сибирские вопросы” отметил, что если в конце XIX века состоятельный человек предпочитал вкладывать деньги в заводы, то “ныне он заводит типографию, где вначале печатает бланки, визитные карточки и цирковые афиши, а когда аппетит возрастёт, появляются мечты и о высокооплачиваемых газетных рекламных объявлениях... А люди, годами лелеющие мысль об издании газеты, всегда найдутся...”. Так что появление здания типографии в Красноярске закономерно. После постройки типографии крупнейшими издателями в Красноярске стала семья Кохановских, выпускавшая самые популярные газеты: “Красноярец”, “Красноярский вестник”, “Отклики Сибири” и другие. Расходились СМИ по всей губернии, потому и тираж у них по тем времена был не маленький — до двух-трёх тысяч экземпляров. Типография Кохановских могла выпускать газеты большим форматом, шесть раз в неделю, с фотографиями и цветными иллюстрациями.

С 1917 года в типолитографии Кохановских стала издаваться ежедневная политическая и литературная газета Красноярского комитета трудовой народно-социалистической партии “Голос народа”. С 1924 года здесь долгое время размещались типография, редакция газеты “Красноярский рабочий” и книжное издательство.

В тему

Уличный фасад здания демонстрирует классическую архитектурную композицию. При всей традиционности композиции множество архитектурных приёмов и деталей, до этого не применяемых в архитектуре губернского города, стали манифестом новых тенденций стиля модерн, пришедшего в Красноярск из европейской части России. Орнаментальные и растительные мотивы лепного декора, кованные заполнения балконов и парапетных ограждений, маскароны (фр. mascaron, итал. mascherone — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас) и декоративные накладки с изображением мифологических образов дев, бородатых сатиров и грифонов (грифо́ны — мифологические крылатые существа с туловищем льва и головой орла или иногда льва) не разрушают целостность восприятия здания, а в силу точно найденного места каждой из деталей подчёркивают тектонику здания. Наряду с архитектурно–художественными новациями примечателен и ряд технических новинок: обширные оконные проёмы витринного типа по первому этажу с ролставнями, вмонтированными в стеновую конструкцию, применение в приямках подвалов призм-рассеивателей, фокусирующих солнечную энергию, освещающую обширные пространства подвалов. При относительно неплохой сохранности памятника, увы, только историческая фотография доносит до нас архитектурный облик здания, являясь документальным свидетелем прошлого. И в ходе целостной реставрации здания должны быть отреставрированы отдельные элементы декора и конструкции объекта, а аттиковое завершение с монограммой на картуше “ЮКМ” и скульптурой хищной птицы с распростёртыми крыльями, ныне утраченные, должны быть воссозданы. Кстати, изображение орла на фасаде как символа, воплощающего мощь, скорость, важнейшего солярного символа всех богов, появилось по настоянию заказчика, четы Кохановских, не случайно. Амбиции и желание играть более весомую роль в общественной жизни Красноярска предопределили характер новаторской архитектуры и типографскую функцию будущего здания.

По материалам краевой службы по государственной охране объектов культурного наследия и краевого центра по сохранению культурного наследия

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Зимняя война
30.11.2017
Комментарии
Loading...
07:47

вчера 18:41