27.01.2017 | №3468

Коммунальный мост: Первый, знаковый и уникальный

Автор: Андрей МУЖЩИНСКИЙ

Уникальная технология монтажа железобетонных полуарок.

 

Шестьдесят лет назад, в зимние месяцы 1956—1957 годов, когда река в районе Красноярска была скована льдом, была произведена посадка будущего фундамента опор грандиозного по тем временам сооружения — Коммунального моста. Так началось строительство первой в нашем городе автомобильной переправы через Енисей. Мост, созданный по уникальным технологиям, особо отмеченный ЮНЕСКО, сегодня является настоящим памятником ХХ веку, а его силуэт стал одним из главных символов Красноярска.

15 лет от замысла до старта

О том, что Красноярску необходим автомобильно-пешеходный мост, городские власти заговорили ещё в начале 40-х годов прошлого столетия. Реализации планов по его строительству помешала Великая Отечественная война. Лишь в 1955-м первый заместитель председателя горсиполкома краевого центра Николай Каминский после многочисленных обиваний кремлёвских кабинетов получил разрешение на возведение переправы.

В 1956-м по приказу министра транспортного строительства СССР Евгения Кожевникова на берега Енисея из Новосибирска был перебазирован Мостостроительный отряд № 7. В этом же году архитектор московского института “Гипрокоммундортранс” Пётр Егоров закончил рабочий проект моста. Переправа должна была быть выполнена из железобетона и состоять из пяти сводов пролётом 158 метров и шести 30-метровых сборных сводов, пролегающих через протоку. При этом уже первоначально строители собирались возвести два моста. Один — через русло Енисея, другой — через Абаканскую протоку. Соединила их дамба.

Возведение Коммунального моста сразу же было объявлено главной стройкой Красноярска. Передислоцировавшиеся с Оби мостостроители разместились на территории между нынешним проспектом имени газеты “Красноярский рабочий” и кинотеатром “Эпицентр”. Здесь быстро возникли одноэтажные времянки и штаб стройки.

Соткан из ноу-хау

Сегодня наш мост не просто важное инженерное сооружение. По сути, это один из важных исторических объектов российского масштаба. В Мостостоительном отряде № 7 говорят, что при возведении Коммунального моста впервые в Советском Союзе был осуществлён монтаж надводных арок без подстраховочных опор. Потом этот опыт с успехом применялся при возведении других переправ. Арки изготавливали в виде отдельных полусводов, каждый весом 1560 тонн. Затем их по пирсам перекатывали на причал, грузили на суда и транспортировали к месту установки. Замыкание сводов происходило на плаву, с помощью ледоколов, теплоходов, плавучих опор и барж. Мостостроители вспоминают: вначале дело шло сложно, и в 1958 году перед окончанием судоходства на Енисее было изготовлено только два полусвода. Однако в 1959-м удалось установить уже шесть, а с 1960-го их уже “штамповали” без боязни.

14 августа 1960 года был уложен последний бетон в последний полусвод, и 12 августа 1961-го строители положили последнюю плиту на мосту, соединившим Центральный и Свердловский районы города. Красивейший мост длиною в 2300 метров был возведён всего за четыре года. Ширина этого гиганта составила 23,4 метра, а высота 26 метров. На момент постройки он являлся самым длинным мостом в Азии.

В октябре 1961 года наш Коммунальный принимали в эксплуатацию. Испытания прошли по особой программе: 50 специально нагруженных самосвалов двинулись по полотну. 17-го числа по переправе пустили первый трамвай. Государственная комиссия приняла мост с оценкой “отлично”.

Сложные девяностые

В 1994 году по Коммунальному мосту перестали ходить трамваи. Об этом, кстати, было написано в самом первом номере “Городских новостей”, который вышел в ноябре 1994-го. Тогда начальник городского трамвайно-троллейбусного управления Владимир Болотин так прокомментировал ситуацию: “Износ моста достиг такой степени, что дальнейшее трамвайное движение по нему просто опасно. Его надо было закрывать ещё в начале года”.

После тридцати лет эксплуатации Коммунальный мост требовал капитального ремонта. И в 1995-м работы начались. В апреле движение по переправе было ограничено (на мост пропускали только общественный и спецтранспорт). Сначала рабочие демонтировали трамвайные пути, а в 1996-м была отремонтирована теплотрасса, идущая в теле моста.

За работами напряжённого следил весь город. Так, 17 ноября 1995 года в “Городских новостях” вышел большой материал под названием “Ремонт лауреата Ленинской премии”. Поводом для публикации стали многочисленные споры о срыве сроков ремонта. “Спешить нельзя, это может сказаться на качестве”, — заявляли тогда в один голос красноярские, новосибирские и московские проектировщики. Опасения экспертов можно было понять, техдокументация на мост практически не велась, и все скрытые повреждения выявлялись по ходу проведения ремонтных работ. “Коммунальный мост, получивший в своё время Ленинскую премию, денег на эксплуатацию практически не получал”, — посетовал автор статьи.

Работы на путепроводе были закончены только в 1997-м, и по мосту пустили автомобильный транспорт. Потом движение ограничивали ещё раз — в 2004-м, когда меняли деформационные швы и асфальтовое покрытие. Но такой ремонт, как тогда сказал руководитель МП “Красмостдоинж” Александр Ковригин, называть капитальным неправильно: “Это скорее планово-предупредительные работы”.

Снова нужен капремонт

В этом году на Коммунальном мосту снова начнётся капитальный ремонт. О том, что старейшую красноярскую переправу нужно приводить в порядок, городские власти и эксперты заговорили ещё в начале 2010-х. Путепровод даже включили в титул объектов дорожного ремонта 2013 года. Однако от начальных планов пришлось отказаться. В мэрию пришло множество обращений, в которых красноярцы резонно отмечали, что полное закрытие моста на капремонт приведёт к транспортному коллапсу. “Сейчас ситуация изменилась, введён в эксплуатацию четвёртый мост”, — говорит Михаил Сашко, технический директор ОАО “Научно-технический прогресс”.

На данный момент проведены водолазные обследования опор и комплексное обследование моста (геодезические и инструментальные). “Выявлены воронки размыва опор на главном русле, а также многочисленные сколы и трещины на бетонных поверхностях сооружения, — отмечает Светлана Трушкова, пресс-секретарь департамента городского хозяйства. — В проекте реконструкции учтут эти проблемы”.

Ремонт будет проведён в два этапа. В этом году подрядчик будет работать над Абаканской протокой, в следующем — над главным руслом. Планы довольно большие. Будут отремонтированы не только опоры. Решено полностью заменить деформационные швы и асфальт, уложить на проезжую часть накладную железобетонную плиту, разделить встречные потоки, повысить парапеты, отремонтировать (а вернее сказать, отреставрировать) лестничные сходы на острове Отдыха, сделать водоотводы. Параллельно при осуществлении ремонта мостовых конструкций над основным руслом Красноярская теплотранспортная компания проведёт вскрытие и обследование конструктивного элемента теплотрассы — неподвижной бетонной опоры теплосети.

Очевидно, что на реализацию таких работ, которые придётся проводить с учётом уникальной конструкции и исторической ценности многих элементов нашего моста, потребуется время. “По расчётам проектировщиков и подрядчиков на капремонт необходимо 120 дней, — говорит Михаил Сашко. — Однако сейчас прорабатываются варианты применения современных технологий (например, присадок для улучшения качества застывания бетона), чтобы этот срок максимально сократить”.

Сейчас специально созданная рабочая группа прорабатывает все возможные схемы движения транспорта на момент проведения ремонтных работ. Потом на суд общественности будут представлены несколько вариантов, в выборе окончательного смогут принять участие горожане.

АКЦЕНТ

За применение прогрессивных методов производства работ начальник Мостоотряда № 7 Н. А. Богдзель, главный инженер И. П. Калинников и начальник участка А. И. Бахтин вместе с авторами проекта удостоены звания лауреатов Ленинской премии. Сам мост включён в сборник ЮНЕСКО “Мостостроение мира” за уникальную технологию монтажа арок на плаву.

КОММУНАЛЬНЫЙ МОСТ

Состоит из двух мостов и дамбы в районе острова Отдыха, которая их соединяет.

Мосты — длиной 940 (над основным руслом) и 410 (над Абаканской протокой) метров, дамба длиной 630 метров и высотой 24 метра со съездами по обеим сторонам моста.

Над основным руслом пять арочных сводов, длиной 158 метров каждый. Ещё шесть — над Абаканской протокой, длиной 51 метр каждый.

Ширина моста между перилами 24,1 метра, высота 27 метров.

Общая длина всей конструкции с подходами и дамбой 2300 метров.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Мосты Красноярска

Другие материалы по теме

вчера 18:22

28 мая