12.01.2017 | №3461

Последняя встреча

Автор: Иван Булава

Его жизнь прошла в заботах, тревогах, поисках. И на заслуженном отдыхе почивать на лаврах он не стал, не смог “остановиться на полном скаку”… В апреле 1970 года Ивана Михайловича Назарова освободили от должности начальника Енисейского пароходства. Им он руководил почти 30 лет.

В августе 1970 года Иван Михайлович вместе со своим давним другом Георгием Ивановичем Кублицким и его сыном Никитой отправился в прощальный рейс по Енисею на дизель-электроходе “А. П. Чехов”. По всей реке, на каждой остановке Ивана Назарова встречали, как прежде: также задавали наболевшие вопросы, выслушивали его советы и рекомендации. Беседы на капитанском мостике, в ходовой рубке, в кают-компании сводились к обсуждению давно ушедших в прошлое событий, связанных с памятными местами, мимо которых проходил дизель-электроход. Он снова и снова возвращался к разговору о героях своих произведений.

Незаметно втянулись в Заполярье. Вот появилась на горизонте Курейка с её монументальным павильоном — бывшим музеем И. В. Сталина. Давно не существует памятника вождю, громадная фигура которого возвышалась над Енисеем. Под покровом полярной ночи 1954 года монумент был сброшен с пьедестала и утащен трактором на Енисей. Через несколько десятков километров ещё одна достопримечательность — столица ГУЛАГовской стройки номер 503 — Ермаково.

Вот на горизонте появилась Игарка. Плотно установленные в протоке у острова Игарского гружённые пилоэкспортом баржи создавали впечатление ожерелья из янтаря. Несмотря на вечернюю прохладу, запах сосны чувствовался даже в каютах дизель-электрохода. Правый берег протоки был плотно застроен причалами нефтебазы, Игарстроя, гидробазы, речного порта. На причалах шла погрузка-выгрузка речных судов, стояли носом в берег транзитные и рейдово-маневровые буксиры, катера, лодки. Так до самого пассажирского дебаркадера. “А помнишь, Георгий, пятидесятые годы? Ведь тогда редко встретишь советский флаг на судах. Все иностранцы. А сейчас, посмотри, все наши, новые, глаз радуют”, — с воодушевлением говорил Иван Михайлович.

В Дудинку пришли ранним утром. Иван Михайлович чувствовал себя неважно. Часто доставал таблетки нитроглицерина и смущённо говорил: “Болит”. Но в Дудинке он всё-таки не смог не участвовать в экскурсии, которую проводил первый секретарь горкома КПСС. Дудинка радовала, шло активное строительство новых домов. Шанхая — как называли скопище бараков на самом берегу Енисея — уже не было. Теперь здесь была территория Дудинского порта. По причине плохого самочувствия Иван Михайлович в Норильск не поехал, хотя в их плане эта поездка была.

Из этой поездки по Енисею Иван Назаров вернулся с хорошим творческим зарядом, начал готовить к изданию многолетний труд “Тридцать пять лет на Енисее”, встречаться с издателями. Расскажу об одной из таких встреч.

В конце августа 1971 года Теплоход “В. Чкалов” готовился к очередному рейсу с туристами до Диксона. Мне позвонил начальник пассажирского отдела пароходства и предупредил, что к 14 часам подъедет Иван Михайлович Назаров с туристом, который пойдёт с нами завтра в рейс.

За заслуги по развитию Енисейского флота Совет Министров РСФСР в 1973 году присвоил сухогрузному теплоходу “Морской-22” новое наименование — “Иван Назаров”.

Я встречал гостей у трапа, доложил о подготовке судна к следующему рейсу и пригласил подняться на борт. Иван Михайлович представил меня гостю: “Иван Антонович Булава, молодой капитан, первый год на “Чкалове”. Однако опыта у него хватит, да вы убедитесь сами в предстоящем рейсе”.

“Василий Иванович Полустарченко, моряк в звании капитана третьего ранга, чем я очень горжусь”, — полушутливо представился турист и пожал мне руку.

“У нас в пароходстве морские традиции соблюдаются, ведь Енисей осваивался с моря, — рассказывал Иван Михайлович. — Да и наши енисейские речники не новички на Северном морском пути, особенно в западном секторе. На многих судах по сей день отбивают склянки, то есть бьют определённое количество раз в колокол, в зависимости от времени суток”.

“Да мне-то объяснять, что значит “бить склянки”, не надо, — говорил Василий Иванович. — Я ведь на кораблях прослужил, в том числе замполитом, более десятка лет, а потом уж возглавил Красноярское книжное издательство”.

Продолжая непринужденный разговор, обмениваясь репликами, мы прошли по главной палубе, побывали на баке, посмотрели на боцманское хозяйство: брашпиль, якорное устройство, швартовные вьюшки, аккуратно смотанные швартовные троса. Василий Иванович ко всему присматривался, как будто видел снова что-то давно знакомое. Подошёл к судовому колоколу, потрогал его. Колокол был надраен до зеркального блеска. “Наверное, боцман использует его вместо зеркала”, — пошутил наш гость.

Затем мы зашли в одноместную каюту на шлюпочной палубе, которой Василий Иванович остался доволен. Современное судно, хорошее его содержание — уже в каюте люкс Василий Иванович подвёл итог знакомства с теплоходом.

“Дались Енисейскому пароходству эти теплоходы нелегко, — говорил Иван Михайлович, усаживаясь в кресло за круглым столиком. — Многие работники Министерства речного флота позавидовали нам, когда увидели эти суда в Ленинграде, где они ожидали готовности всего отряда для следования в сибирские бассейны. Ведь ничего подобного в центральных речных бассейнах не было. И пошла закулисная борьба, чтобы не отдавать их нам. С. И. Фомин, капитан теплохода “В. Чкалов”, ныне начальник Енисейского пароходства, почувствовал неладное, сообщил об этой ситуации в пароходство. Пришлось включиться мне: побывал у первого секретаря крайкома, переговорил с министром речного флота З. А. Шашковым. Шашков, будучи в Ленинграде, посетил эти суда. Уходя с борта, обнадёжил капитала, что караван в полном составе выйдет в море курсом на Енисей”.

В конце августа в полном составе теплоходы “В. Чкалов”, “А. Матросов”, “Байкал”, который потом стал называться “Академик Киренский”, “Балхаш” — потом “Академик Близняк”, “Тургенев”, “Некрасов” — после его снятия с мели — прибыли в Дудинку. Встала проблема их эксплуатации по причине мелководья на участке от Енисейска до Красноярска. Нередко приходилось доставлять до Енисейска туристов и пассажиров на скоростных судах-ракетах. Не всё было всегда гладко. Был случай крупной аварии с теплоходом “В. Чкалов” в Бурмакинских камнях. В условиях плохой видимости по причине отсутствия на штатном месте буя теплоход получил пробоину, стал на отмель. Ремонтировали его на слипе в Подтёсове. По причине малых глубин на этом участке эти суда были приписаны к этому посёлку. Однако с пуском Красноярской ГЭС положение с глубинами осенью на участке Красноярск — Енисейск стабилизировалось.

После небольшой паузы Василий Иванович заметил: “Я бегло познакомился с вашим творчеством. В основном это произведения о Енисее, речниках. Сегодня я убедился в глубоком знании предмета вашего творчества. Как вы видите взаимоотношения с Красноярским книжным издательством, какие планы на ближайшее будущее?” Дальше речь пошла о переиздании книги “Были великой реки”. Василий Иванович рекомендовал включить в неё переписку Ивана Михайловича с интересными людьми того времени.

Иван Михайлович считал, что у него достаточно материала для новой книги с условным названием “35 лет на Енисее” — итога его работы начальником пароходства. Обсуждали кандидатуры редактора и художественного оформителя. Сославшись на дела, я оставил своих гостей. Когда вернулся в каюту примерно через час, Иван Михайлович оживлённо рассказывал о своих творческих планах, героях своих произведений. Предполагалось, что новая книга будет иллюстрирована фотографиями героев описываемых событий. Через некоторое время я провожал своих гостей. У трапа Иван Михайлович пожелал мне, пожимая руку, счастливого плавания. Его пророческие слова сбылись — моё плавание было счастливым.

Досье

Иван Михайлович Назаров родился в 1906 году в селе Выкса Нижегородской губернии. Окончил Красноярское командное речное училище. С 1933 года служил начальником транспортного управления треста “Енисейзолото”. В 1939 году Назаров возглавил Енисейское речное пароходство. В годы войны занимал другую должность и в 1947 году снова стал руководителем Енисейского речного пароходства. Он неоднократно избирался депутатом краевого Совета, был депутатом Верховного Совета РСФСР пятого созыва. Член Союза писателей СССР. В 1953 году вышла его первая книга о Енисее и его работниках “На Енисее-реке”. Пять раз переиздавалась его книга “Были великой реки”, написаны и изданы “Король карточного острова”, “Розовый узел”. Осталась незавершённой книга “Тридцать пять лет на Енисее”.

Скончался Иван Назаров 19 апреля 1972 года. Похоронен на Покровском кладбище Красноярска.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
18:28