05.10.2017 | №3572

Воздушный мост длиной в войну

Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ

Красноярск отмечает важную дату в своей истории — в этом году исполняется 75 лет со дня открытия Красноярской воздушной трассы. По-другому её ещё называют трасса Аляска — Сибирь, АлСиб — так назвала её американская сторона и президент Рузвельт. В годы войны она являлась частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Из Красноярска техника уходила на запад, на фронт.

— Маршрут воздушной трассы был очень сложный: это 6306 километров от Фербенкса (США) до Красноярска через Чукотку, Колыму, Якутию, летали при экстремальных погодных условиях, — говорит исследователь истории АлСиба, член общественной палаты Красноярска Александр Южанников. — За годы работы Красноярской воздушной трассы с 1942-го по 1945 год в Красноярск было перегнано 8094 самолёта. Не все судна доходили до места назначения, случились аварии, люди гибли в страшных катастрофах.

История АлСиба началась 9 октября 1941 года, когда постановлением Госкомитета обороны строительство по линии Уэлькаль — Красноярск было поручено управлению Гражданского военного флота. А через год, в октябре 1942 года, пошёл первый перегон. Командиром перегоночной дивизии и начальником Красноярской воздушной трассы был назначен полковник Илья Мазурук. Дальность полёта у истребителей была небольшой, поэтому маршрут от Фербенкса до Красноярска был разделён напять этапов, за каждым из которых закреплялся перегоночный авиаполк, и он обычно работал только на своём участке. Последние воздушные судна прошли по трассе в 1945 году. В 1946 года она была официально закрыта, а сеть аэродромов, построенная в годы войны, стала использоваться в мирных целях.

В 2006 году в Фербенксе, штат Аляска, был открыт памятник авиаторам ленд-лиза в знак памяти духа дружбы и сотрудничества союзников.

Подполковник ВВС запаса Вячеслав Филиппов — один из первых, кто стал заниматься темой Красноярской воздушной трассы.

— Интерес к истории АлСиба стал просыпаться, когда на станции Крючково был найден упавший в годы Великой Отечественной войны самолёт вместе с останками членов экипажа, — поясняет сотрудник музея военно-инженерного института Сибирского федерального университета Вячеслав Филиппов. — Но до 1994 года информация по трассе была засекречена. Активная работа по данной теме началась с 2002 года.

С тех пор было сделано немало: появилась экспозиция в музее лицея № 11, были перезахоронены останки героев-лётчиков на Троицком кладбище — за зданием мемориала Победы теперь находится мемориал в память о погибших алсибовцах, вышло несколько книг по истории трассы. В этом году на уличной галерее “На подмостках”, находящейся на улице имени Академика Вавилова, рядом с ТЮЗом, открылась экспозиция, посвящённая истории АЛСИБа, — фотографии времён Великой Отечественной войны. Одно из знаковых событий этого года состоится 10—11 ноября в библиотеке СФУ — научно-практическая конференция “75 лет авиаперегоночной трассе Аляска — Сибирь”. Возможно, на неЁ приедут американские историки и общественники, занимающиеся этой темой у себя в США.

— Когда начинаешь изучать материалы, рассказывающие об истории Красноярской воздушной трассы, то понимаешь, какой подвиг совершили люди, не только лётчики, которые, рискуя жизнью, преодолевали путь над тайгой в несколько тысяч километров, но и те, кто строили эту трассу, — сказал заместитель главы города Сергей Кочан. — Взлётно-посадочные полосы были построены в течение десяти месяцев, хотя сегодня специалисты говорят, что для выполнения такой работы требуется не менее пяти лет. Это действительно была трасса мужества. И красноярцы должны об этом помнить.

Акцент

В 2006 году в Фербенксе, штат Аляска, был открыт памятник авиаторам ленд-лиза в знак памяти духа дружбы и сотрудничества союзников.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

На высоте 102
12.10.2017
Комментарии
Loading...
вчера 23:00