07.08.2017 | №3547

Александр Шароглазов: “Композитор — громкое слово”

Автор: Андрей ГРИГОРЬЕВ
Фото: Андрей ГРИГОРЬЕВ

На прошедшем в конце июля 18-м фестивале “Высоцкий и Сибирь” звучало много прекрасных авторских песен. Но право открыть это уже традиционное творческое событие было отдано красноярскому автору-исполнителю Александру Шароглазову. После выступления, во время которого он исполнил свою новую песню “Выезжий лог”, мы попросили Александра рассказать об истории и секретах его музыкального творчества. Ведь он участник фестиваля с 2009 года.

— Я закончил Красноярский инженерно-строительный институт, но ещё в девяностые сменил свою строительную профессию на творческую стезю, — рассказал Александр. — Хотя, если говорить о музыке, это вовсе не специальность, а моё любимое хобби с юных лет.

— Когда же и как всё это началось?

— Петь я начал, наверное, лет с пятнадцати. Потому что, как и все мальчики в этом возрасте, хотел нравиться девочкам. Чтобы выделяться среди других, подросток должен владеть каким-то оригинальным качеством, а умение играть на гитаре — один из способов показать свои умения. Вот я и начал играть и петь.

Думаю, ещё кто-то помнит о том, что в советские времена во многих дворах стояли такие круглые беседки. В них-то и собирались наши старшие товарищи, которые играли на трёх аккордах. Мы, пацаны, вечером приходили послушать и кое-что перенимали у них, пытались сами исполнять. Кто-то, возможно, гитару потом забросил, а со мной она осталась, похоже, навсегда. Как хобби. И всю жизнь я учусь играть на гитаре, стараясь максимально развивать это умение, не стоять на месте. Постоянно совершенствую, чтобы звучать красиво. Это, естественно, отражается и на моём творчестве, на сочинении музыки и песен, то есть в композиторстве. Хотя композитором себя не считаю. Это громкое слово. Всё-таки композиторы — это люди со специальным образованием, которые знают все правила, все законы построения музыки. А я подобной профессиональной подготовки не проходил. Но всё же что-то могу. Как мне говорила давняя знакомая в молодости: “Ты — самородок”.

— Но как появляются песни у человека, который не является композитором? Например, как родились те, которые спели на фестивале “Высоцкий и Сибирь”? Они приходят вдруг или после тщательной предфестивальной подготовки, что становится импульсом?

— Когда-то я сам задавался этим вопросом — как получается сочинять музыку? Абсолютного ответа так и не нашёл. Я считаюсь автором музыки гитарных песен. А у нас — на гитаре — мелодия незатейливая, мотив, как правило, весьма простой. Поэтому, думаю, любой человек, умеющий играть на этом инструменте, может сочинить музыку. Главное придумать мелодию.

— Но сначала-то у песни рождаются слова! Разве не так?

— Скажем так, писать музыку на слова легче, чем просто сочинять мелодию. Когда чувствую, что мне стихи нравятся, тут же рождается мелодия.

Поэтому у нас с красноярским поэтом Олегом Бочкарёвым состоялся творческий тандем. Вместе мы написали порядка двадцати песен. Первая из них появилась в 2003 году после моего возвращения со сплава по Мане.

— То есть творческим импульсом был сплав? Это довольно естественно для бардовского творчества.

— Да, вы правы, это сильный импульс. Так вот с Олегом мы вместе работали, он делал мелкосрочный ремонт в центре детского творчества, где тружусь и я. Причём, удивительное дело, он ни разу не сплавлялся по Мане! Ни до 2003 года, ни позже — никогда. Но после того, когда я, вернувшись со сплава, рассказал ему про все свои впечатления, Олег вдруг принёс стихи песни о моём путешествии. Слова мне сразу понравились. Именно тогда я почувствовал, что могу сочинять задорную музыку, и, честно говоря, воодушевился. Это ощущение радостной мелодии живёт внутри. Знакомые нередко мне говорят, мол, у тебя опять появилась оптимистичная песня… В общем, так у нас с Олегом повелось: я рассказывал об интересных событиях, он по рассказу сочинял стихи. И родился наш музыкальный тандем.

— Ну а что можно рассказать о тех песнях, которые Вы спели на фестивале “Высоцкий и Сибирь” в этом году?

— Песня “Плотик” у меня — первая самостоятельная проба стихотворного пера. В ней рассказывается о том, что именно на Мане на человека может снизойти настоящее вдохновение. Ведь не случайно об этой удивительной реке сложено так много песен! Казалось бы — что ещё можно сочинить? Но вот пришло вдохновение — и родилась ещё и эта песня! По-моему, получилось коротко, ёмко и понятно.

— Как, на Ваш взгляд, обстоят дела в современной бардовской песней в Красноярске и России?

— Думаю, что судьба авторской песни будет определяться теми, кто любит слушать под гитару песни любимых авторов. А также желанием людей исполнять эти песни. Конечно, это некоммерческая музыка, и для её популяризации искать продюсеров дело неблагодарное. Хотя знаю, что сейчас некоторые авторы-исполнители на этом зарабатывают. Почему бы нет? Ведь и раньше своим исполнительским искусством зарабатывали некоторые барды, например Александр Новиков. Это известный автор-исполнитель, который давно занимается коммерциализацией своих песен. Так же поступает один из моих любимых исполнителей Александр Розенбаум.

Понятно, что традиции бардовского движения есть не только в Красноярске. Много интересных авторов-исполнителей живут ближайших к нам в городах — Новосибирске, Иркутске, Новокузнецке, Томске, Кемерове. Все друг друга знают или знакомятся, посещая песенные фестивали. Многие исполнители растут вместе, стареют вместе, приобщают к музыке своих внуков. Барды не конкурируют между собой, но объединяются, ведь общение — это обмен музыкальным и поэтическом опытом. Понимаете, творческое соревнования это одно, общение — совсем другое. Общение людей, увлечённых этим делом — музыкой и стихами. Авторская песня, как явление, всегда будет жить своей жизнью. Потому что, как сказал Владимир Семёнович Высоцкий: “Эта песня всё время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днем, ни ночью!”

— Александр, Вы активно участвуете в бардовских встречах?

— Меня часто спрашивают: когда поедешь на тот или иной фестиваль? Я бы с удовольствием, но где взять время? Потому что все организаторы стараются провести песенные фесты летом, а оно короткое. Например, 5 августа прошёл песенный фестиваль в Большой Мурте. Он называется “Серебряная струна”, и меня туда звали. Но за неимением времени пришлось отказаться.

— Как Вы считаете, бардовская песня сегодня, образно говоря, “какого возраста”?

— Раньше думал, что авторская песня на современных фестивалях, да и в двадцатом веке — сфера творчества пожилых. Потому что, если смотреть старые фотографии, со сцены поют люди предпенсионного и пенсионного возраста. Но сейчас создание авторских песен совсем не удел пенсионеров. Ведь существует много клубов авторской песни, и туда ходят молодые ребята и девчата. Например, очень хороший клуб есть в Назарово, и его члены постоянные участники фестиваля “Высоцкий и Сибирь”. Также хороший авторский коллектив приезжает из Большой Мурты. Я вижу, что молодёжь к авторским песням очень тянется. Молодые люди хотят играть на гитаре. Если у кого-то есть талант сочинять стихи, они хотят создавать и песни. Не важно, играет человек соло или в ансамбле.

— Авторская песня всегда гитарная, или может быть и другой?

— Не обязательно гитарная. Если послушать современных наших авторов-исполнителей, они стараются разнообразить свою музыку так, чтобы она звучала не только под гитару. Приглашаются музыканты, делаются аранжировки мелодий. Группы играют вместе, записываются на студиях тоже вместе. Получается очень интересно, слушается прекрасно! Раз мы коснулись современной авторской песни, хочу сказать, что мне интересны российские авторы Тимур Шаов, Виктор Третьяков, Семён Слепаков, исполняющий с 2010 года юмористические песни в бардовской традиции. Многих авторов-исполнителей ещё не знаю. Нельзя объять необъятное, потому что их много в нашей стране. К тому же я человек в бардовском движении относительно молодой — пою с 2009 года. Как упоминал, у нас тандем с красноярским поэтом Олегом Бочкарёвым. Раньше, когда бардовские традиции только начинались, авторов-исполнителей было немного, и их имена гремели по стране. Например, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. Они аккумулировали вокруг себя много людей. Очень приятно, что эта песенная традиция развилась, и музыкальные бардовские фестивали проходят по всей стране.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
вчера 19:13