04.09.2017 | №3558

Фьоренца Коссотто: “Опера — это лирический футбол”

Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото: Александр ЧЕРНЫХ

Представлять, что итальянская оперная дива, мировая легенда Фьоренца Коссотто когда-нибудь окажется в Красноярске, всё равно что нафантазировать себе высадку инопланетян на Театральной площади. Тем не менее мегазвезда побывала у нас уже дважды — здесь ей очень нравится. Говорит, что сибиряки напоминают ей итальянцев, такие же душевные и отрытые.

— Вы приезжаете на конкурс молодых оперных исполнителей имени Петра Словцова в качестве эксперта, председателя жюри. Но ведь в Европе, в Италии в частности, градус оперной жизни очень высок и там много талантливых певцов, которые нуждаются в Вашем экспертном мнении, оценке, подсказке. Почему вы едете искать таланты в далёкую Сибирь?

— Я приезжаю сюда потому, что здесь мне очень нравятся люди, их сердечность. Причём это касается не только моих коллег, но и всех, кого я здесь встречаю: от таксиста до продавца в магазине. Сибиряки похожи на итальянцев, они более открытые, чем жители Москвы или Санкт-Петербурга. Я чувствую себя здесь как в Италии, словно я нахожусь в кругу одной большой семьи.

Среди участников конкурса имени Словцова я не выделила для себя кого-то особо, многие мне очень понравились. Когда я слушала исполнителей, вспоминала себя молодую, представляла, что это могла бы быть я. И мои коллеги говорили, что я слишком мягко отношусь к конкурсантам. Но ничего не могу с этим поделать, потому что помню себя, свои чувства, когда выходила на сцену, пела.

— Что поменялось в опере, театре с тех пор, как Вы блистали на сцене?

— Много чего поменялось в жизни. Поменялся мир — поменялась культура. Сейчас очень быстро все перемещаются, из Миланской оперы легко попасть в красноярскую и обратно. Раньше все жили как бы в своём мире, варились в собственном соку, сейчас всё по-другому.

— Верите ли Вы критикам, которые говорят, что эпоха бельканто прошла?

— Нет. Бельканто — это экспрессия, движение души, чувства. Голос — инструмент того, что мы чувствуем, что происходит у нас внутри. Поэтому бельканто никогда не умрёт, пока существуют чувства, пока есть красивые голоса, пока на сцену выходят певцы, которые умеют передать публике душевные переживания свои и своего героя.

Бельканто — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, лёгкостью звуковедения и так далее. Стиль бельканто возник в Италии и связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.

— Кто главный в театре?

— Директор театра и дирижёр оркестра.

— А на сцене?

— Все участники спектакля должны быть на равных, вносить свою лепту. Конечно, дирижёр руководит всем, что происходит на сцене, но исполнитель играет не менее важную роль — будет спектакль успешен или его ждёт провал, от него зависит в не меньшей степени.

 

— Как Вы относитесь к экспериментам в оперном театре, необычной, современной трактовке классики?

— Я никогда не принимала участия в таких современных постановках. Когда композитор пишет оперу, он пишет о том времени, в котором живёт. Его сочинение представляет эпоху, когда он жил — он пишет определённую картину. Поэтому нельзя взять оперу, написанную в восемнадцатом веке, и представить её в костюмах двадцатого века. Нужно уважать атмосферу ушедшей эпохи, замысел автора. Как, например, в той же “Аиде” Древний Египет сделать современным? Это невозможно. На мой взгляд, если режиссёр не способен создать спектакль из исторической оперы, не извращая её смысл, то ему не хватает таланта.

— В своё время Вы стояли на сцене рядом с певицами, чьи имена сегодня обожествляют. Среди них была и Мария Калласс, по поводу которой мнения сегодня разделились. Одни говорят, что она гениальная певица, вторые утверждают, что она не столько является талантливой исполнительницей, сколько медийной, раскрученной персоной. Вы, как человек, игравший с ней в одних спектаклях, что можете сказать по этому поводу?

Нельзя взять оперу, написанную в восемнадцатом веке, и представить её в костюмах двадцатого века. Нужно уважать атмосферу ушедшей эпохи, замысел автора.

— Для меня не существует деления певцов на великих и не очень. В те времена, когда я пела, было много певцов высочайшего класса. У каждого свой голос, свой почерк, свои достоинства и недостатки. Например, у Ренаты Тебальди был совершенный голос, исполнение Марии Каллас было не всегда безупречным, но она прекрасно держалась на сцене, была очень артистична. Голос — это инструмент. Несомненно, всем исполнителям хочется петь совершенно, но не всегда возможно достигнуть идеала. У певцов, даже с очень красивыми голосами, могут быть дефекты.

— Верди — главный композитор в истории итальянской оперы? Могла ли без него итальянская опера занять лидирующее место в музыкальном пространстве?

— Не думаю, что он самый главный. Даже если бы Верди не написал ни одной оперы, итальянцы всё равно были бы первыми в этом жанре — потому у нас были такие великие композиторы, как Беллини, Доницетти, Россини, Пуччини… Опера родилась в Италии.

— Что популярнее в Италии — футбол или опера?

— Футбол, потому что весь мир не что иное, как футбол. Но в Италии есть люди, которые любят музыку, поэтому опера играет важную роль в жизни итальянцев. Не все, кто любят оперу, понимают футбол, и наоборот. Но есть и те, кто является поклонником того и другого. Иногда и в театре мы чувствуем себя как на футбольном поле. Арена ди Верона, где проходят оперные спектакли, настоящий стадион. Только в данном случае опера — это лирический футбол. Но лично я настоящий футбол не люблю.

Досье

Фьоренца Коссотто родилась 22 апреля 1935 года в маленьком городке Крешентино, провинция Верчелли, Италия. Уже в 13 лет она пела в школьном хоре и её способности были замечены учительницей музыки, которая настоятельно рекомендовала родителям, весьма далёким от музыки, подумать о певческой карьере дочери. Фьоренца отправилась на прослушивание в Туринскую консерваторию, куда её приняли, когда ей было всего 15 лет. После обучения, которое она проходила под руководством Мерседес Льопарт, Коссотто дебютировала в 1957 году в Миланском театре Ла Скала в партии Матильды в опере Пуленка “Диалоги кармелиток”. С 1959 года выступала на сцене Ковент Гарден, пела главные роли в Метрополитен-опере.

Отдельную главу творческой биографии певицы составляют выступления и визиты в СССР, а затем в Россию. Прежде всего это ее гастроли с театром Ла Скала в СССР в 1964-м, 1974-м и 1989 годах. В 1964-м, 1974-м и в 1989 годах гастролировала в Москве с театром Ла Скала, в 1998 году была членом международного жюри конкурса имени Чайковского, в 2001 году выступала в Москве с сольным концертом.

Акцент

Ведущая оперная певица XX века Фьоренца Коссотто заработала себе особое место в оперной истории за свой прекрасный вокальный тембр, совершенную технику пения и лёгкость, с которой она могла мастерски использовать различные регистры. Помимо больших ролей с меццо-партиями она также прекрасно справлялась с альтом в итальянском оперном репертуаре. Кроме меццо и альт-ролей, Фьоренца также пела сопрано-роли.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
вчера 18:37