17.04.2017 | №3501

Оксана Эскерова: “На смену панике приходят знания”

Автор: Анастасия МЕЛЬНИКОВА

Ещё во втором классе она решила, что, когда вырастет, станет педагогом. Хотя родители мечтали о другой профессии для дочери. Своей цели Оксана Эскерова добилась: она преподаёт биологию в лицее № 9 “Лидер”. А недавно в очередной раз доказала, что её выбор был верным: Оксана Викторовна одержала победу в городском этапе конкурсе “Учитель года 2017”.

— Второй год подряд в городском конкурсе побеждает учитель биологии, это становится тенденцией?

— Думаю, это просто совпадение. В конкурсе участвовали педагоги самых разных предметов, и интрига сохранялась до конца — только на сцене мы узнали, кто стал победителем.

Вообще участие в конкурсе не было моей инициативой, предложение поступило от директора нашего лицея Ирины Геннадьевны Осетровой. Коллеги поддержали, говорили: “Ты это можешь”. И желание показать себя было. Я ведь уже участвовала в этом конкурсе в 2009 году, но даже не стала его лауреатом. Однако тогда пообещала себе, что попробую свои силы ещё раз, хотелось оказаться на месте победителя. Сейчас понимала, что участвовать в этом состязании крайне сложно, что нужен огромный резерв времени на подготовку к нему, прохождение этапов.

Несмотря на то, что опыт участия у меня был, перед каждым этапом дико волновалась. Хотя, конечно, когда первый раз шла на конкурс, была ещё совсем “зелёная”. Сейчас держалась гораздо увереннее.

— А что для Вас на конкурсе было самым сложным?

— Самым сложным испытанием оказалась разработка педагогического проекта. Мы работали в команде из пяти человек. Нам нужно было создать общий проект, актуальный для современной школы, общественности, разработать план его реализации.

Наша команда предложила проект, направленный на развитие сетевого взаимодействия между разными объектами, которые в той или иной степени касаются образования — комбинатами, школами, детскими садами, библиотеками, ресурсными центрами. Получился масштабный проект, сложный к реализации, требующий временных ресурсов, человеческих усилий, но очень актуальный сегодня.

Каждый участник предлагал свою идею, было важно суметь договориться, выстроить отношения внутри команды, прийти к единому решению. В школе мы постоянно учим детей командной работе, со стороны кажется, что здесь сложного, а на деле это очень трудно. Трудно не поссориться, правильно аргументировать свою точку зрения…

— Оксана Викторовна, до участия в конкурсе были годы работы в школе. Выбор профессии был для Вас случаем или призванием?

— Я очень хотела быть педагогом. Но мои родители мечтали, чтобы я стала врачом. Чтобы не обидеть их, даже поступала в мединститут. Но не прошла по конкурсу. Наверное, даже не потому, что не знала предметы, а потому, что хотела учиться в педагогическом институте.

Желание стать учителем появилось во втором классе. Однажды моя первая учительница Галина Николаевна Карасевич позволила мне взять красную пасту, сесть рядом и проверить какие-то листочки с заданиями одноклассников. Помню, какие сильные эмоции испытывала, когда красной пастой выставляла оценки!

В итоге я поступила на факультет естествознания нашего Красноярского пединститута на специальность “биология и основы сельского хозяйства”. Так что я ещё и агроном.

Вообще я верю в судьбу, каждая встреча в моей жизни неслучайна. После окончания вуза работала в одной из школ Ленинского района, потом ушла в декрет. Затем семь лет трудилась в вечерней школе. Но там была своя специфика: мне было скучно, не хватало движения — участия в олимпиадах, подготовки научно-исследовательских работ, проектов… Тогда я перешла в обычную школу Свердловского района, из которой меня и пригласили в наш лицей. Здесь работаю седьмой год, и мне очень нравится.

Классный руководитель — это тот, кому ребёнок может открыться. Сказать, что он друг, наверное, слишком громко. Но товарищ — это точно.

— Ваша школа отличается особыми, передовыми подходами к организации образовательного процесса…

— Наш лицей отличается не только этим. Пройдя по школе, заметите, что даже внутри — в кабинетах, холлах, коридорах — всё по-особенному. Например, у нас есть английская улица, а рядом с моим кабинетом висит интерактивная карта природных ресурсов Красноярского края, её создали мои ученики — семиклассники.

Лицей давно работает по федеральным государственным образовательным стандартам, является федеральной инновационной площадкой. У нас активно развивается проектная, исследовательская деятельность. В пятом классе стандартная классно-урочная система размывается, появляются мастерские по выбору. Так, мы с коллегой, учителем географии, ведём мастерскую “ГлобалЛаб” — “Глобальная лаборатория”. Изюминка в том, что программный материал изучается через проектную деятельность. У нас есть свои опытные участки — с ребятами выходим в Паниковский сквер, на набережную Енисея, выезжаем в “Роев ручей”, на Столбы.

— У Вас есть любимый раздел в биологии?

— Да, это генетика. Мне нравится наблюдать реакцию детей во время изучения этого раздела. Сначала, когда они видят разные большие и маленькие буквы, слышат незнакомую терминологию, у них без начёса волосы поднимаются на голове, в глазах паника. И мы начинаем вместе разбирать непонятное. Наслаждаюсь, когда вижу результат своей работы: даю ребятам на дом десяток сложных задач по генетике, предлагаю выбрать одну-две, а они приносят решения всех, потому что им было интересно.

Вообще в биологии у меня нет нелюбимых тем. Разве что ботаника нравится меньше, чем зоология, анатомия. И большинство ребят считают так же: с цветочками скучновато, то ли дело изучать животных или тело человека!

Конечно, одного часа в неделю в пятом классе для биологии недостаточно. Поэтому и были придуманы мастерские: чтобы заразить детей предметом, чтобы было “вау!”. Если просто дать ребёнку учебник, рассказывать о царствах, записывать термины в тетрадь, к шестому классу интерес к биологии, даже если он уже был, у ребёнка пропадёт. Только через совместную деятельность, исследования, проекты можно развивать или формировать этот интерес.

— Должен ли учитель знать ответы на все вопросы ребят?

— Если вопрос касается темы конкретного урока, то должен. Но знать ответы на все детские “почему” невозможно. Ведь ребята любят задавать каверзные вопросы, любят “ловить” взрослых… В моей практики ситуаций, когда бы я не знала ответ, не было. Но знаю, как поступила бы в таком случае. Этот вопрос может стать темой нового проекта, и я бы предложила ребёнку вместе найти ответы на него.

— Сегодня много говорят о том, должен ли учитель заниматься воспитанием или только “давать образование”. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? И кем, на Ваш взгляд, для ученика должен быть классный руководитель?

— Начну со второго вопроса. Классный руководитель — это тот, кому ребёнок может открыться. Сказать, что он друг, наверное, слишком громко. Но товарищ — это точно. Ведь бывают ситуации, когда ребёнок даже родителям постесняется открыться, рассказать о своей проблеме. А с классным руководителем поговорит. Без доверительных отношений общаться столь длительное время — с пятого по одиннадцатый класс — не получится. Сейчас я руководитель десятиклассников, веду моих ребят с самого начала — с пятого класса. Мне очень приятно, что те, кто ушёл из школы после девятого класса, приходят в гости, пишут, помнят. Мне повезло: у меня замечательные дети — целеустремлённые, мотивированные к учёбе, добрые, отзывчивые, дружные.

Что касается первого вопроса, то любой учитель должен воспитывать ребят, но не нареканиями и нотациями, а через свой предмет, через какие-то мероприятия. Мальчики не пропускают девочек, объясняешь, почему это неправильно. Выезжаем вместе в общественные места, пользуемся общественным транспортом, говорим о культуре поведения. Если учить только предметам, школа перестанет быть школой.

Во время конкурса проходил круглый стол, на котором мы обсуждали, каким должен быть красноярский современный учитель. Пришли к такому выводу: это должен быть человек с добрым сердцем, открытой душой. Он любит свою работу, детей. Он грамотный методически, поскольку мало знать предмет, надо знать методику преподавания, уметь заинтересовать ребёнка. Это человек, с которым приятно общаться. Он не только учитель, но и воспитатель, интересная личность. Он знает все ресурсы своего города и может грамотно их использовать, чтобы давать ребятам новые крепкие знания. Он может заглянуть в будущее и правильно простроить перспективу ребёнка.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
вчера 19:13