31.01.2017 | №3469

Наталия Прибыльнова: “Енисей — это сказка!”

Автор: Вячеслав ЗАСЫПКИН
Фото: Александр ЧЕРНЫХ

В Красноярске впервые появился главный художник города. Конкурс на право занять эту должность выиграла Наталия Прибыльнова. В Красноярске она живёт не так давно, до этого работала в Тобольске и Тюмени. И это большой плюс, так как даёт возможность взглянуть на краевой центр свежим взглядом.

— Буквально самая первая информация о Вас в новой должности — Вы достаточно критично высказались о некоторых элементах красноярского благоустройства — подсветке зданий, состоянии фасадов с точки зрения их перенасыщенности рекламой…

— Не считаю, что это критика. Я просто достаточно мягко высказала своё мнение — частное мнение. Ведь я пока только выиграла конкурс, но еще не являюсь муниципальным служащим. Если же говорить по существу вопроса, то действительно декоративная иллюминация, праздничная подсветка в Красноярске уже не современна. Лет десять назад она вызывала восторг у жителей и создавала праздничное настроение. Но сейчас другое время, другие возможности. И в связи с тем, что будет проводиться реконструкция проспекта Мира, нужно решать всё вместе, комплексно, включая и подсветку — более современно, с использованием новых технологий.

Что касается фасадов и размещённого на них огромного количества информации, которая производит впечатление визуального мусора, то это общая беда всех крупных городов — нет ни одного, где это полностью преодолено. Но всё-таки дальше всех в этом отношении шагнули в Москве — там есть и необходимая нормативная база, и концепции внешнего вида фасадов по районам города. У них это всё разработано, причём буквально на десятилетия вперёд. Понятно, что всё делается не в один год, но видны горизонты, когда всё будет приведено в тот вид, которого достойна столица. Я думаю, что и столица Красноярского края достойна такого подхода.

— Вы считаете также, что необходимо ввести в нормативные рамки размещение на фасадах зданий кондиционеров и остекление балконов и лоджий?

— По поводу кондиционеров: в других городах уже есть опыт создания нормативов, определяющих, где, как и каким образом они могут быть размещены. На главных фасадах, на центральных улицах это делать просто нельзя. А если их размещение допускается, то они должны быть установлены грамотно — в существующих осях фасада. И когда все нормативы соблюдены — выглядит это вполне прилично.

Я считаю, что недопустимо остеклять балкон или лоджию так, как этого захотел владелец квартиры. Ведь фасад всё-таки относится к общедомовому имуществу. Вид ограждающих конструкций должен быть определён в проектной документации, паспорте отделки фасадов, если он существует. Естественно, недопустимо изменение габаритов, которое зачастую происходит при самовольном остеклении.

— Это касается только улиц в центре города?

— Вообще-то это касается всех. Просто центральные улицы привлекают больше внимания. Но правила игры должны быть одинаковы для всех. Хотя понятно, что в спальных районах проконтролировать это гораздо сложнее.

— А как решается этот вопрос в других городах?

— Созданием соответствующей нормативной документации. Насколько я знаю историю вопроса, первыми это сделали в Санкт-Петербурге в 2008 году. Во время моей работы в Тюмени было принято положение о порядке паспортизации фасадов. Были разработаны также типовые паспорта фасадов для удобства и удешевления этой процедуры для заказчиков. На примере Тюмени — единственные, кому было разрешено не составлять паспорт фасадов, — новостройки, которые полностью соответствуют проектной документации. Кстати в проектной документации (в Тюмени) последнее время требовалась схема остекления, схема размещения кондиционеров.

— Станет ли в ближайшем будущем меньше рекламы в центре города?

— Я считаю, что места размещения рекламы должны быть упорядочены, а ко всем рекламным конструкциям разработаны более чёткие требования. В них должно указываться, что на определённых улицах можно размещать только такие, такие и такие виды рекламных конструкций. Желательно с рисунками и схемами. В спальных районах перечень может быть больше, в центре — меньше. Где-то в промзонах, на объездных дорогах требования к рекламе могут быть мягче. Но что касается рекламы на фасадах, она должна быть одинаковой, независимо от удалённости от центра. И здесь тоже можно опираться на опыт других городов. К примеру, очень хорошие правила благоустройства приняты в Казани, Москве, Екатеринбурге.

— Какие свои профессиональные амбиции Вы хотели бы реализовать в Красноярске?

— Есть темы, которые меня очень интересуют. Во-первых, это вопросы архитектурно-художественной подсветки, которые мне близки. У меня большой опыт в этой сфере. Мне интересно также размещение объектов монументально-декоративного искусства на территории города, включая такие объекты, как мемориальные доски, — это тоже информация, которая размещается на фасадах и входит в визуальный ряд.

Интересно поработать с документами, создать хорошую нормативную базу в области благоустройства. Ну и, конечно, насущная задача — реконструкция центральных улиц города в преддверии Универсиады, благоустройство набережной Енисея. Кстати, очень хорошая набережная в Тюмени — двухъярусная, вся в камне, украшенная монументальными скульптурными композициями, связанными с историей города и области. Там очень много интересной информации, о которой родители могут рассказать детям во время прогулки. Но, конечно, река Тура, на которой стоит Тюмень, не идёт ни в какое сравнение с могучим Енисеем, являющимся настоящим украшением Красноярска. А украшению, как известно, нужно достойное обрамление. Надо иметь в виду, что у каждого города — своя сложившаяся стилистика и очень важно не только сохранить её, но и усилить. В этом смысле Енисей — это, конечно, сказка!

— Должна ли подсветка зданий ограничиваться только историческими объектами в центре?

— Нужно рассматривать в целом элемент — улицу, и как это будет выглядеть композиционно. Конечно, есть более и менее интересные здания, но мы не должны подсвечивать только лишь то, что интересно, оставляя тёмные провалы на улицах. Необходимо менять интенсивность подсветки, выделяя наиболее интересные элементы. Ночной город кардинально отличается от дневного, и мне кажется, что образ ночного Красноярска должен быть сказочным, завораживающим. Сегодня отдельные фрагменты такого образа в городе есть, но им недостаёт целостности. Что мне нравится в Красноярске с точки зрения подсветки — это высотки в Белых Росах, у которых подсвечен верхний парапет. А в качестве противоположного примера можно привести тёмный провал у БКЗ, где находится здание музея. И это жалко, потому что здание интересное.

—Должны ли с точки зрения главного художника отличаться друг от друга районы города, или на всей территории необходимо ввести единый стиль?

— Всегда интересно, когда есть какая-то общая стилистика, но при этом один район города отличается от другого района. Когда ты, не обращаясь к карте, просто по каким-то элементам стиля понимаешь, что ты находишься именно в Свердловском или именно в Железнодорожном районе.

— А чем могли бы выделяться те или иные районы или микрорайоны?

— Например, рекреационными пространствами. В Тобольске я разрабатывала концепцию размещения объектов парковой скульптуры. При реконструкции улиц там закладывались новые скверы, и всегда интересно, когда это не просто скверы, а, так сказать, тематические. Например, у нас был заложен сквер памяти жён декабристов, сквер Конька-Горбунка — Ершов же уроженец города Тобольска. Есть даже сквер Робинзона Крузо. Далеко не все знают, что автор знаменитого романа Даниэль Дефо написал вторую книгу о Робинзоне, в которой главный герой провёл восемь месяцев в Тобольске. То есть с одной стороны — качественное благоустройство, с другой стороны — образовательная и познавательная составляющая. И третья сторона — это создание центров притяжения для жителей и гостей города — провести вечер, пообщаться, сфотографироваться. Потому что парковая скульптура предполагает взаимодействие. К примеру, если есть пара лошадей, запряжённых в экипаж, то предполагается, что можно посидеть в экипаже.

— Создание таких пространств в Красноярске потребует знания истории города. Причём не только каких-то официальных моментов, но и городских легенд. Но ведь для Вас Красноярск — город новый.

— Конечно. Но вокруг таких проектов обычно объединяются жители. А среди них всегда есть люди, хорошо знакомые с местной историей, преданиями, легендами. И конечно, я в своей работе рассчитываю на взаимодействие с такими людьми. На мой взгляд, обязательно необходима рабочая группа, куда должны войти историки-краеведы, архитекторы, дизайнеры, художники. У заинтересованных людей всегда есть предложения и своё видение.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Упоминаются в статье

Наталия Константиновна Прибыльнова
Главный художник Красноярска

Комментарии
Loading...
08:21

вчера 19:45