02.10.2017 | №3570

Наташа Ферье: “Измеряется даже улыбка водителя”

Автор: Андрей ГРИГОРЬЕВ
Фото: Артём ЭЛЛИ

Сегодняшняя гостья “Городских новостей”, Наташа Ферье, родом из Сибири, но живёт в Париже и даже сделала карьеру в столице стиля и моды. Причём отнюдь не в гламурной индустрии. Она отвечает за корпоративные международные связи государственной организации, управляющей общественным транспортом Парижа и его пригородов — Автономного Оператора Парижского Транспорта (RATP). Предприятие обслуживает все линии метро, восемь из десяти линий трамвая Иль-де-Франс, половину автобусного парка региона (4600 автобусов) и некоторые другие направления общественного транспорта.

Нам, безусловно, было интересно узнать и о том, как наша собеседница нашла себя в столь ответственной отрасли и как организован общественный транспорт в городе, который является одной из главных столиц Европы.

— Я сама иркутянка, — говорит Наташа Ферье. — В Париже живу уже 27 лет. Ещё во времена Советского Союза поехала во Францию изучать иностранный язык и там вышла замуж. Ну а потом после дополнительного обучения попала в сферу общественного транспорта. Специальность, которую я получила, называется “управление предприятием”. Такой вот неожиданный зигзаг судьбы.

— И сколько лет Вы уже работаете в парижской компании общественного транспорта?

— 22 года. Это большой срок. На моих глазах были реализованы практически все проекты по развитию транспортной системы Парижа. Я стала свидетелем эволюции предприятия, могу сравнивать, что было раньше и как стало сейчас, могу проанализировать эти изменения. Кроме того, я познакомилась с опытом работы в сфере общественного транспорта многих стран мира — по должности я обязана делать контрольные обзоры.

— Как сегодня устроена система общественного транспорта Парижа?

— Для начала стоит сказать, что эта система обширна, так как охватывает не только саму столицу Франции, но и пригороды — так называемый Большой Париж. В его управленческой системе есть организация “Иль-де-Франс мобилите”. Она занимается темой транспорта и имеет свой совет директоров, который возглавляет президент всего регионального экономического совета. Это значит, что все важнейшие вопросы, которые рассматриваются на уровне Большого Парижа, обязательно учитывают транспортную составляющую.

Следующая ступень — Управление общественным транспортом, оно находятся в прямом подчинении “Иль-де-Франс мобилите”.

В городах России общественными перевозками управляет мэрия. В Париже муниципалитет входит в состав Управления, которое в свою очередь заключает пятилетний контракт с каждым перевозчиком (в том числе и с компанией, в которой работаю я, с железными дорогами и с частными автобусными предприятиями). В контракте оговаривается объём пассажирских перевозок и качество предоставляемых услуг.

— Кто финансирует общественный транспорт в Большом Париже?

— Это очень интересная система. 31 процент доходов в этой отрасли поступает от перевозок пассажиров. 47 процентов средств оплачивают все предприятия Парижа, имеющие в штате более десяти работников. Это транспортный налог, отчисляемый из общего фонда заработной платы предприятия. Часть средств поступает от рекламы и от штрафов автомобилистов, которые паркуются ненадлежащим образом. Из полученного общего объёма доходов 50 процентов поступает в бюджет города, 50 — идёт на содержание общественного транспорта. Всего доходы составляют порядка девяти миллиардов евро в год. Их собирает Управление общественного транспорта и распределяет между всеми перевозчиками. Объединение RATP, в котором я работаю, получает 52 процента. Ещё 33 процента отчисляются железным дорогам, 11 поступает частным автобусным перевозчикам и ещё четыре процента в фонд специальных операций. Подчеркну, что речь идёт не об инвестициях, но лишь об эксплуатационных затратах и о техническом обслуживании имеющейся сети транспорта. Вот так мы получаем деньги по пятилетнему контракту, о котором я сказала выше. Но мы, конечно, отчитываемся за каждый полученный евро.

— Что такое специальные операции?

— Это внеплановые расходы. Например, когда наблюдается пик загрязнения воздуха в Париже, то общественный транспорт становится бесплатен для всех. Также во время больших праздников финансируется ночная работа общественного транспорта.

— Наташа, каковы критерии оценки работы общественного транспорта Большого Парижа?

— Во-первых, наши метро, троллейбусы или трамваи должны “наездить” установленное количество километров. Кроме этого, мы должны отчитываться за качество предоставляемых транспортных услуг — их оценивают по 141 индикатору! В метро и на железных дорогах 106 индикаторов, а на надземном транспорте — 35. Франция — единственная страна в мире с таким количеством подобных критериев. Образно говоря, измеряется всё: начиная от ширины улыбки водителя автобуса и заканчивая чистотой помещений, работой эскалаторов, информированием пассажиров. Всё это позволяет мониторить и регулировать работу наших служащих. По итогам каждого года работники получают специальные бонусы за выполнение показателей качества. Действует система поощрений и наказаний.

Кроме того, в пятилетнем контракте прописывается инвестиционный план компании, согласованный с Управлением общественного транспорта. Например, мы должны инвестировать в развитие 8,5 миллиарда евро в течение пяти лет. В соответствии с планом мы предлагаем пассажирам новые сервисы, удлиняем ветки метро или продлеваем автобусные маршруты.

Во Франции учитывается более 140 индикаторов качества предоставляемых транспортных услуг. В метро и на железных дорогах 106 индикаторов, а на надземном транспорте — 35.:

— Ваша мощная организация работает только в Большом Париже?

— У предприятия RATP много филиалов, которые дают 21 процент всего финансового оборота. Так, благодаря работе филиала по международным связям мы присутствуем в 15 странах мира, эксплуатируем 12 зарубежных трамвайных линий, шесть линий метро. У нас 60 тысяч сотрудников, включая тех, кто работает за рубежом. Пока мы ещё не работаем в Австралии, хотя уже добрались до Филиппин. Благодаря нашему филиалу по инжинирингу мы построили каждое второе метро в мире. Например, в Сантьяго-де-Чили, Монреале, Дубае, Мехико и так далее. Есть и филиал, разрабатывающий новые технологии. Это, например, бесконтактные системы оплаты поездок, мониторинг систем эксплуатации в реальном времени. Это предприятие создало мобильное приложение, которое сейчас называется “Следующая станция Париж”. Оно действует на 10 языках, и на русском тоже. Благодаря приложению можно узнать, сколько вам понадобится времени, чтобы попасть из одной точки в другую на общественном транспорте.

— В чём его отличие от популярных поисковых систем либо, например, от приложений, разработанных другими муниципалитетами? Ведь и в Красноярске есть свои транспортные интернет-сервисы.

— У нас в приложении можно узнать не только о маршрутах и времени прибытия автобусов, но и о достопримечательностях Парижа. Важно, что это приложение бесплатное и работает как с доступом в Интернет, так и автономно. Кроме того, мы установили экраны на станциях метро. Они показывают, сколько времени у вас остаётся до первого поезда или автобуса, и до второго. Чтобы пассажиры не торопились. Также установлены 25 интерактивных экранов для туристов на станциях метро (в проекте 60). Через эти экраны можно узнать о близлежащих к станции достопримечательностях и гостиницах.

— Какие ещё технические новинки развиваете?

— Весной я участвовала в транспортной конференции в Токио, и там выяснилось, что в Японии статическую информацию не делают ни на уровне глаз, ни сбоку. Теперь вся подробная информация располагается на полу, потому что люди ходят с телефонами и планшетами, глядя вниз. Это мы тоже сейчас должны принимать во внимание. Есть филиал, организующий сервисные услуги на территории наших станций и остановок. Например, на станциях метро имеются не только бутики, но и аптеки и лаборатории для анализа крови. Ведь французы очень следят за своим здоровьем.

В тему

По французскому законодательству работники, имеющие транспортной абонемент на месяц или год, получают от работодателя возврат половины его стоимости.

Кроме того, транспортный налог, который платят все предприятия, — единственный вид фискального побора во Франции, который никогда никем не оспаривался.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
11:38