12.01.2018 | №3611

Псевдоним “ждал” со второго класса

Автор: Марина Чигишева

В День российской печати, 13 января, каждый год в Красноярске объявляют победителей краевого конкурса журналистских работ. И в этом году по традиции будут названы имена представителей СМИ, создавших, по мнению жюри, самые яркие интересные работы в ушедшем сезоне. Но впервые победителям конкурса вручат комплект книг Людмилы Феррис. Романтический детектив в подарок не случайность. Во-первых, автор книг — представитель красноярской журналистики Людмила Кротова, а Феррис — её псевдоним. Во-вторых, герои её книг — журналисты.

— Людмила, когда Вы решили, что пора за писательство взяться?

— Мне кажется, любой журналист время от времени задумывается о том, чтобы выйти за рамки написания текста для газеты или для телевизионного сюжета. Потому что многое остаётся за кадром — какие-то факты, истории, детали. Опять же в редакциях создаётся атмосфера, которую невозможно передать на страницах газет. И вот мне однажды пришла мысль написать детектив, главные герои которого — красноярские журналисты. Я попробовала — написала детектив. Такой жанр выбрала неслучайно. Жизнь журналиста — это бесконечный бег с препятствиями, сплошные приключения.

Главная героиня первого романа — журналистка с большим опытом, которая осталась без работы, когда редакцию возглавил молодой редактор. Чтобы истории придать красноярскую окраску, в ней есть узнаваемые места, учреждения. Например, героиня трудится в БКЗ.

Сейчас я уже дописываю двенадцатый роман. Четыре из них выпустило известное московское издательство “Эксмо”.

— Когда писали первый роман, не было опасений, что фантазии, историй, терпения не хватит? Всё-таки для журналистики характерны тексты короткие.

— Не было опасений, что не хватит сил, времени, энергий, сюжетов. Я думала, что не пробьюсь в московское издательство. Это непросто. Но мне повезло. Правда, долго пришлось подбирать псевдоним. Даже пыталась стать Людмилой Красноярской. Но с предложенными вариантами в издательстве не соглашались. И как-то я вспомнила, что во втором классе тексты в стенгазету писала под псевдонимом Феррис. Мне казалось, что это слово означает “железо”.

Сейчас, после того как я написала больше десяти книг, меня коллеги из Москвы о другом спрашивают — хватит ли сюжетов для новых проектов. Сюжеты не закончатся! Тем более что журналисты, узнав, что я пишу книги, начинают подкидывать материалы. Председатель Союза журналистов Красноярского края Дмитрий Голованов, например, настоятельно посоветовал написать историю, связанную со строительством Богучанской ГЭС, обратиться к теме ремонта дорог. К слову, те материалы расследований, которые союз журналистов сегодня выкладывает на своём сайте — это сюжеты для романов. Их можно брать, при этом ничего особо и не придумывая. Мне вообще кажется, что истории, с которыми сталкиваются журналисты в своей работе, богаче, чем художественный вымысел. Поэтому приходится только слегка включать воображение. А иногда сюжет — это плод фантазии. Среди моих героинь есть молодая журналистка — Юля Сорнева. Она постоянно попадает в нестандартные ситуации. Например, она приходит накануне Дня космонавтики брать интервью у генерального директора предприятия, занимающегося космической связью, а его убивают буквально на глазах девушки. Как поступает нормальный журналист? Фотографирует и думает, что нужно обязательно передать коллегам в газету информацию. Юля начинает расследование, и выясняется, что генеральный директор — не совсем тот человек, за которого себя выдавал...

— Какими качествами Вы наделяете своих героев — журналистов?

— В первую очередь это профессионализм. Это важно для любой профессии. Журналисту также необходима настойчивость, умение дойти до конца. Потому что, стремясь добыть материал, нужно много чего перелопатить, встретиться с разными людьми. Сразу вспоминаются классические строчки из песни: “Трое суток без сна ради нескольких строчек в газете”. И это не преувеличение. Конечно, для нашей профессии важна любовь к людям. Без душевной щедрости, без любви к своему герою невозможно сделать трогательный, эмоциональный, задевающий за живое материал.

У меня есть знакомые, которые спрашивают: “Как тебе не надоела журналистика? В ней столько грязи”... Но это жизнь — в ней есть и положительные, и отрицательные моменты. Но мне хочется ориентироваться на плюсы. И их в нашей профессии немало.

Вообще журналистика — это образ жизни. Мы уже больные, в хорошем смысле слова, и черты характера у нас похожи. Подход к делу одинаковый. Может быть, поэтому иногда знакомые журналисты узнают в моих героях себя. Хотя в романах — собирательный образ журналиста.

В своих книгах я показываю журналистскую кухню, которая обычно скрыта от читателей, зрителей. Сама я, когда много лет назад пришла первый раз в редакцию, то всё ждала, когда же сотрудники начнут работать. Вроде бы все просто ходят, общаются, пьют кофе. И раз — выходит выпуск телевизионных новостей. Конечно, это шутка. На самом деле журналистика — это громадный, титанический труд. По сути, это мужская работа, хотя ответственность зачастую берут на себя женщины. У журналиста высока эмоциональная нагрузка. Ведь если не пропустишь героя через себя, его не раскроешь. У меня была история в юности: я готовила материал к 9 Мая, спрашивала у ветеранов, где они встретили День Победы. До сих пор помню, как была потрясена историей одного из героев. Он рассказал, как в июне 1941-го ушёл на войну весь класс, и в итоге в живых осталось только два мальчика. И они встретились в Берлине — мой герой и его одноклассник. В книгу эта история ещё не легла, но, думаю, для неё найдется место. И таких эпизодов много.

— Когда я училась на факультете журналистики, преподаватель, который учил нас писать репортажи, настоятельно рекомендовал вести дневник репортёра. Чтобы использовать потом какие-то детали, факты. Для писателя тоже это важно. Вы всё в памяти держите или фиксируете увиденное, услышанное?

— Уже несколько лет веду записи. Например, знакомая описывает интересную житейскую ситуацию — я её фиксирую в блокнот, чтобы не забыть. Буквально несколько тезисов записываю. У меня накопилось несколько пухлых блокнотов. Они помогают строить сюжет, вспомнить интересные детали.

— В Ваших книгах много разных ситуаций — рабочих, житейских. Сложно ли строить сюжет, вплетать истории, детали?

— Сюжет есть в голове. Но обычно первые несколько страниц идут непросто. А потом окунаешься в жизнь героев, и появляется ощущение, будто я просто наблюдаю за ними из зрительного зала. Они разговаривают между собой, а я только успеваю записывать. Может быть, чуть-чуть в роли режиссёра выступаю и корректирую сюжет. Работая над одним из романов, я вдруг поняла, что в жизни героини должен появиться мужчина. Он вторгался в жизнь девушки, и всё тут. Появился и он — как живой, и потом появилась его мать, хотя первоначально это не было запланировано.

— Журналисты часто практически живут работой и на работе. Не до написания книг. Как Вам удаётся совмещать работу с писательской деятельностью? И ещё стихи писать.

— Днём я работаю редактором канала 12 городского телевидения, а вечером пишу книги. Мне кажется, здесь самое главное — режим дня. Как с первого класса учили жить по плану. Я организованный человек, поэтому получается пока всё совмещать. Есть такой американский проект “Скользящая леди”, где женщинам дают советы по уборке дома. И главный принцип — распределять время, ресурсы и выполнять работу понемножку, но каждый день. Так я и делаю — пишу понемногу. Даже норма есть — четыре страницы в день. Иногда и две пишу, когда сложная тема, иногда абзац, но каждый день.

Что касается поэзии, то стихи я пишу со второго класса. Причём они как-то сами рождаются. Просто приходит строка, и мне надо её записать, иначе забуду. У меня есть страница на портале Стихи.ру. Выкладываю стихи туда. И в соцсети размещаю свежие мысли в рифме. Описываю настроение дня. У меня много пейзажной, любовной лирики. Вообще женская поэзия очень чувствительная. У меня в стихах всегда есть героиня. Она страдает, плачет, любит. И я её тоже вижу — как и героинь своих романов.

— Кто главный герой романа, над которым Вы сейчас работаете? И о чём будет книга?

— Сюжет такой. Журналистку Серафиму Новикову приглашают в Богучанский район (в романе он — Бочанский). Она связывается с местной газетой, и молодой сотрудник говорит, что у него есть интересная информация, которую он может выдать только в личном разговоре. Серафима на вертолёте вылетает в район и уже на месте узнаёт, что журналист погиб. Его придавило деревом. Она приходит в редакцию газеты, знакомится с коллективом, затем едет с сопровождающими в лес, чтобы посмотреть, где погиб молодой человек. И в лесу её бросают — оставляют одну... Потому что чиновникам не даёт покоя её визит и интерес к гибели журналиста. Конечно, всё в итоге будет хорошо. Но приключений на долю моей героини выпадет немало.

Мне будет приятно, если мои книги почитают победители конкурса “Красноярские перья”. Для меня важно мнение коллег.

Досье

Людмила Кротова — творческий псевдоним Людмила Феррис. Коренная сибирячка, место рождения — с. Шушенское Красноярского края. Работает главным редактором городского телевидения канал 12 в Железногорске. Кандидат филологических наук, более 15 лет преподавательского стажа в СФУ и СИбГАУ. Поэт, писатель. Автор романтических детективов о красноярской журналистике. Член Союза журналистов.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
09:58

вчера 17:02