29.09.2016 | №3418

Татьяна Ситдикова: «Учитель воспитывает своими делами»

Автор: Ольга МАЕВСКАЯ
Фото: Михаил Южаков

Стаж работы на руководящих постах в сфере образования у Татьяны Ситдиковой восемнадцать лет. На этой неделе она назначена руководителем главного управления образования администрации города. Татьяна Юрьевна рассказала “Городским новостям” о приоритетах работы в новой должности, о том, какой, на её взгляд, должна быть современная школа.

— Татьяна Юрьевна, чему планируете уделить особое внимание?

— Отрасль образования огромна, процессов, происходящих в ней, много, и есть ключевые области, где изменения необходимы.

Сейчас важно создавать в школе такие условия, оказавшись в которых, ребёнок не мог бы не развиваться. Необходимо помочь детям делать ответственный и осознанный выбор, а возможно это тогда, когда выбираешь то, что интересно.

Мы привыкли задавать вопрос: готов ли ребёнок к школе? Однако сегодня актуально спрашивать: а готова ли школа к ребёнку? Есть ряд определённых традиционных целей и задач, стоящих перед педагогами, но мы должны понимать, что и дети, и родители меняются. Меняется социокультурный, социоэкономический контекст в обществе, и всё это влияет на детей.

Дать предусмотренный программой объём знаний — это одно, но нужно ещё и понимать, зачем это надо. Любой предмет можно объяснить с точки зрения практического предназначения, за каждым стоит ведущий вид деятельности. Со знаниями по физике, химии, биологии, геометрии мы часто сталкиваемся в быту. Приведу личный пример: у меня по химии была пятёрка. Однажды в детстве мама попросила меня подать чугунную сковороду, я принесла алюминиевую и спросила, какая разница. Мама объяснила, что металлы имеют разные свойства, и потому у них разное предназначение в быту. Что-то удобнее готовить на чугунном покрытии, что-то — на алюминиевом. Одна из мотиваций для изучения школьных предметов должна быть основана на практическом знании жизни.

Например, изучение литературы, русского языка предполагает работу с текстом. Эти навыки будут полезными и в повседневной жизни. Умение увидеть суть, отличить главное от второстепенного, установить причинно-следственные связи пригодится в разных ситуациях.

— Какая, на Ваш взгляд, сегодня роль у школы?

— Школа — это поликультурный феномен. Она является и образовательным пространством, и социокультурным центром, и территорией безопасности, и территорией здоровья.

Школа должна создавать условия, где ребёнок будет познавать себя, пробовать различные виды деятельности, учиться тому, как можно и нужно проводить свободное время.

А кроме того школа должна помочь возродить утраченные традиции семейных праздников, мероприятий, куда можно было бы прийти всем двором. Этому способствует благоустройство и развитие школьных территорий. В перспективе они могут стать семейными парками, местами, где могли бы проводить время люди разных поколений и интересов. Такой совместный досуг поможет сплочению семей, научит детей общаться в команде.

Перед нами стоит задача, связанная с повышением эффективности хозяйствования и переходом учреждений в автономные. Наравне с организацией бесплатных дополнительных занятий необходимо развивать спектр платных услуг для различных групп населения. У нас уже есть примеры успешной работы в этом направлении. Услуги учреждения предоставляют по запросу родителей учеников, жителей микрорайона. А это в том числе и дополнительная возможность развития для педагогов.

— Какими компетенциями должен обладать современный учитель?

— Раньше считалось, что учитель должен всё знать, что это единственный источник информации. Но сегодня таких источников множество. И важно сориентировать ребёнка в этом огромном потоке информации. Сегодня учитель — это проводник, консультант, в том числе и по вопросам каких-то жизненных сценариев.

Я глубоко уверена, что учитель должен быть успешным человеком, искренно любящим детей и свою профессию. При этом он должен воспитывать учеников собственными поступками, делами. Только так будет завоёвано доверие и уважение детей. Также для воспитательного процесса очень важно, как учитель выходит из ситуации, где он совершил ошибку.

— Охотно ли идут в школы выпускники педагогических учебных заведений?

— Молодых специалистов в школу приходит много. А вот после пяти лет работы они часто уходят. Сейчас руководители образовательных учреждений поняли, что для молодых педагогов, как и для детей, нужны определённые условия — поддержка инициатив, создание клубов по интересам, корпоративность. Важно, чтобы в коллективе были и твои ровесники. Лицеи № 7 и № 9, школа № 23 и № 12 — это примеры коллективов, где активно поддерживают молодёжь.

— Большое внимание в городе уделяется инклюзивному образованию. Какие условия создаются для детей с особыми потребностями?

— Если в прошлом году к инклюзивному обучению приступили 22 первоклассника, то в текущем учебном году впервые придут в школы почти 100 ребятишек с повышенными потребностями.

В полном объёме или частично условия для обучения особых детей созданы в более чем 30 школах. Учреждения оснащены пандусами, сенсорными комнатами, для учеников приобретены специализированная мебель, видеоувеличители, вестибулярные тренажёры, созданы логопедические пункты, залы ЛФК и многое другое. Школы могут инклюзивно обучать детей слабослышащих и слабовидящих, с проблемами опорно-двигательного аппарата, ребятишек с задержкой психологического развития, умственной отсталостью, серьёзными логопедическими проблемами. Оснащение учреждений специальным оборудованием во многом способствовало тому, что всего за год число детей, обучающихся инклюзивно, выросло в два раза. В прошлом году учреждения приняли 411 особых ребятишек, в новом учебном году — уже более 800 учеников с повышенными потребностями.

— В Красноярске за последние годы для ликвидации очереди в дошкольные учреждения построено более двадцати новых детских садов. Теперь родителей, чьи дети посещают детсады, волнует вопрос дошкольного образования.

— Хочу отметить, что проблема очереди в детские сады в нашем городе решалась не только благодаря строительству новых зданий. Были найдены и другие варианты. Например, в городе развивается сотрудничество с частными детскими садами, кроме того, введена такая мера, как ежемесячные денежные выплаты родителям малышей, которым пока не предоставлено место в детском саду. В прошлом году, когда эта мера была введена, ею воспользовались 2700 человек. Были прогнозы, что к марту 2016 года, когда начнётся комплектование, большинство получателей вернутся в очередь. Прогнозы не оправдались, вернулись всего около 400 человек. Более двух тысяч остались получателями. Это означает, что мера оказалась действенной.

Что касается содержания дошкольного образования, то ему всегда уделялось много внимания. Более того, второй год в наших садах внедряется федеральный государственный стандарт. Начинали с семи учреждений, в конце прошлого года на него перешли все сады.

В связи с этим многие методики и технологии в детских садах пересмотрены и переведены с дидактического уровня на новый игровой уровень.

— Родители и дошколят, и школьников сегодня очень активны. Готовы ли учреждения и педагоги к такому пристальному вниманию?

— Над открытостью школы предстоит ещё много работать. Важно понимать, что родитель так же ответственен за образовательный процесс, как и школа. И работать с семьёй нужно с самого начала учёбы, не дожидаясь, пока возникнут и усугубятся проблемы с успеваемостью. При этом нужно не перекладывать ответственность друг на друга, а понимать, что у родителей и школы есть общая задача — помочь ребёнку и привлечь для этого все необходимые ресурсы.

Многие конфликты происходят из-за того, что люди не хотят слышать друг друга, не хотят договариваться, идти на компромисс. Хотя всегда есть варианты решения любой задачи — бытового или государственного масштаба.

— Красноярские школы регулярно попадают в различные общероссийские рейтинги. Нужно ли стремиться к тому, чтобы больше наших учебных заведений попадали в список лучших?

— Действительно, красноярские школы очень неплохо смотрятся на российском уровне. Так, недавно рейтинговое агентство RAEX (“Эксперт РА”) определило 200 лучших школ России. Рейтинг позволяет понять, в каких школах готовят выпускников, успешно поступающих в 20 лучших российских вузов, в том числе СФУ. Красноярский край занял третью позицию в рейтинге после Москвы и Екатеринбурга. Из 18 школ региона, вошедших топ-200, 14 — учебные заведения Красноярска.

Рейтинги позволяют понять сильные и слабые стороны. Но при этом опираться исключительно на рейтинги, гнаться за ними не стоит. Не так важно, какое место занимает школа в списке, важно, какие педагоги работают в ней и насколько комфортно ребёнку.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
08:21

вчера 19:45