29.06.2017 | №3531

Коронный северный город

Автор: Елена ЮЖАКОВА

Форты Кронштадта и сегодня поражают своей былой мощью.

Сказку о царе Салтане Александр Пушкин подписал под впечатлением от Кронштадта. Он был здесь дважды — провожал Жуковского, который морем отправлялся за границу лечиться. Атмосфера крепости на российской границе впечатлила поэта настолько, что кронштадские форты он превратил в 33 богатырей. А всё остальное осталось в сказке как в были — и златоглавый город, и пристань с крепкою заставой, и пушки, которые велят пристать всем кораблям.

Город царской гордости

Не только Жуковский отбывал за границу из Кронштадта. На набережную этого города-крепости выходили все российские императоры. Отсюда они отправлялись в дальние морские путешествия.

Начал эту традицию, конечно, Пётр Первый. За век до создания северной столицы остров Котлин, на котором и расположен Кронштадт, отошёл к шведам. Но Петра Первого это обстоятельство не особо смущало: в 1703 году, как только шведские корабли ушли в свои незамерзающие порты, Пётр начал возводить на острове крепость. Название ей подобрали самое подходящее: Кроншлот — коронный замОк, способный надёжно преградить шведским кораблям дорогу к Петербургу. Расположение крепости оказалось настолько удачным, что за всю её историю мимо не прошло ни одно неприятельское судно.

Но не одно расположение в самой узкой части судоходного хода это обеспечивало. Уже через год Пётр строит первый форт Кронштадта — оснащённую орудиям крепость в Финском заливе. Всего до начала XX века будет построен 21 форт. Многие из них до наших дней сохранились не в лучшем виде. Один из фортов, например, разрушился из-за ошибки матроса. В форте хранилось огромное количество боеприпасов, и неосторожное обращение с огнём привело к мощнейшему взрыву. От огромного защитного сооружение осталось только основание одной стены. Другие сохранились намного лучше. Их даже пытаются сдать предпринимателям в аренду, но пока какая-то коммерческая деятельность есть только на береговом форте «Константин».

Особенно удобно осматривать форты с моря, с прогулочных корабликов. Мы попали на один из самых легендарных — паром Рипербан.

Он долго работал в Гамбурге и назван, кстати, по имени самой шумной тусовочной улицы города. На его борту выступали Битлы, Ролинг стоун, Куин. Так что на этот корабль тоже ступали ноги королей — королей рок-н-ролла.

Док на столетия

Кронштадт — колыбель Балтийского флота. Здесь под руководством Петра Первого были сооружены первые пять гаваней. Не зря же именно от Кронштадта измеряется нулевая точка воды — исходный пункт нивелирной сети России

В этом городе многое для российского флота было впервые. Здесь построена первая подводная лодка, первый ледокол. Первый в России док для ремонта больших морских судов. Чертёж для него создал лично Пётр I. Проработало сооружение три века. Только несколько лет назад его закрыли. Сейчас в Петровском доке хотят создать музей затонувших кораблей.

Рядом с доком — ещё одно интереснейшее сооружение: доковый мост. Он построен из корабельной стали, собран на заклёпках, без сварки. Мост очень узкий, с одной полосой движения и деревянными настилами. Когда в док заходили корабли, мост отводился в сторону, а потом его обратно сводили. Говорят, этот механизм, как и весь Петровский док, и сегодня находится в полной исправности.

Рыбка жизни

Самый трогательный памятник Кронштадта — памятник колюшке. Эта малюсенькая, длиной с мизинчик, и колючая рыбка в Великую Отечественную спасла жизни многим ленинградцам. Вся крупная рыба была быстро выловлена сетями, а колюшка сквозь сети проходила спокойно. Поэтому её ловили наволочками, рубашками — любым подходящим куском ткани, противогазными сумками. За три-четыре часа вылавливали четыре-пять килограммов невзрачной рыбки. В Ленинградском медицинском институте был создан препарат из жира колюшки — оказалось, в маленькой рыбке его 22 процента. Средство использовалось в госпиталях для заживления ран и ожогов.

Через Кронштадт проходила Малая дорога жизни — 37 километров до Ораниенбаума. По ней в Ленинград были доставлены тысячи тонн продовольствия и горючего из запасов Балтийского флота, вывезены из блокадного города почти полмиллиона человек.

Морской собор служит маяком для подходящих к Кронштадту кораблей.

Свинцовые тучи для красоты

— В Кронштадте никогда весело не было, — рассказывает нам экскурсовод, — Когда-то здесь каторга была. В ледокол в город всегда было не попасть. Почти всё время ветра и свинцовые тучи. Поэтому люди пытались отсюда уехать.

Но сейчас уже не надо пережидать непогоду в море, как и не стоит опасаться наводнений в Питере. В первый срок президентства Владимира Путина была достроена дамба и дорога по ней, соединяющая остров с Финским заливом. Стройку начинали ещё в семидесятые как ударную комсомольскую, но так и не закончили. А за последние годы построили не только эту часть сооружения: в 2011 году был торжественно открыт тоннель со стороны Ораниенбаума.

Сбылась и мечта Петра, всегда считавшего Кронштадт частью северной столицы: город официально стал районом Санкт-Петербурга. Но и это не помогает Кронштадту расправить крылья: промышленности в городе почти нет, большую часть военного флота вывели на другие базы, построенный недавно огромный морской контейнерный терминал не может обеспечить всех желающих работой.

Но туристы едут в Кронштадт охотно — зарядиться мощью моря и северной крепости, узнать историю страны и посмотреть на уникальные сооружения. Обязательная точка посещения туристов — Морской Никольский собор. Его архитектор, видимо, как и Александр Пушкин, был влюблён в Кронштадт. По крайней мере он сумел превратить недостаток города в достоинство собора. Часть его купола серебряная, и чем свинцовее облака над городом, тем красивее выглядит эта светлая часть. А к вечеру собор издалека смотрится как стеклянный.

Именно издалека храм и должно быть видно наилучшим образом, ведь изначально он строился не только для молитв, но и как ориентир для кораблей. При подходе к Кронштадту первым в глаза морякам должен был бросаться крест Никольского собора.

Храм не избежала участь многих культовых сооружений: в советские годы здесь был кинотеатр, матросский клуб, театр Балтийского флота. В начале 2000-х в нём начали проводить службы, а здание передали Центральному военно-морскому музею. Но опять в судьбу Кронштадта вмешались первые лица и их семьи. Светлана Медведева, которая родилась в Кронштадте, во время поездки в город детства зашла в это примечательное здание и узнала, что реставрация идёт очень медленно. Она взяла организацию работ на себя. Сегодня отреставрированный Никольский собор влечёт к себе не только паломников, но и туристов. Его красота и величие завораживают не меньше мощи кронштадских фортов.

Будете в Питере — не пожалейте нескольких часов, отправьтесь в этот самый маленький и дальний район Северной столицы. По морю, через дамбу, или по объездной через подводный туннель. Любой путь приведёт вас к кронштадским фортам и Никольскому собору.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
07:47

вчера 18:41