15.06.2017 | №3523

Пришли домой… и полетели

Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото: Дмитрий ШАБАЛИН

В мастерской Александра Краснова.

Все знают это историческое, удивительно красивое здание на перекрёстке улиц Мира и Перенсона. Более ста лет оно было построено для Купеческого общества Красноярска, позже там размещалась гостиница “Енисей”, сегодня располагается камерная сцена и различные службы драматического театра имени Пушкина. Но то, что здание обладает совершенно уникальными качествами — умеет летать, — известно не каждому.

Эта тайна открыта только художнику Александру Краснову и тем, кто видел его картину, где памятник архитектуры изображён парящим над жёлтой пустыней с двумя пирамидами вдалеке. Словно космический корабль в стиле модерн занесло в пески Египта. “А у меня всё летает, — ничуть не смущаясь, поясняет художник. — Думаю, что в скором времени все дома в мире, и в Красноярске тоже, будут состоять из независимых подвижных модулей, которые смогут перемещаться по воздуху”. Захотели, например, хозяева поближе перебраться к работе — пожалуйста, надоели шум и столичная суета — улетел на окраину, поближе к природе.

Все дома в мире, и в Красноярске тоже, будут состоять из независимых подвижных модулей, которые смогут перемещаться по воздуху.

Вообще город — это история не только и не столько про здания, сколько про людей, уверен Александр Краснов. Поэтому в нём всё должно быть для человека. Больше зелени — деревьев, цветов, чтобы радовался глаз. Пора людям отказаться и от привычки травить себя и окружающих, ведь стоит землянам только захотеть, и они будут ездить на экологически-чистом транспорте, пользоваться альтернативными источниками тепла и света. В идеале у каждого города должно быть своё лицо — уникальное, неповторимое. И у нашего города, несмотря на засилье безликих хрущёвок и серых панелек, оно есть. Несомненно, главный козырь Красноярска — это уникальная природа, горный ландшафт. Впрочем и в самом мегаполисе есть чем полюбоваться. Нужно только остановиться и оглядеться. “В Красноярске я, наверное, как и многие, люблю центр — здесь много замечательных зданий, особая атмосфера, — рассказывает живописец. — Я много лет прожил в Черёмушках и часто ездил оттуда в центр города на велосипеде. Просто так. Приезжал и колесил по главным улицам и переулкам. Мечтал обосноваться в центре. И моя мечта сбылась — мне выделили мастерскую на улице Ленина”. Надо сказать, что вид из окна красновской мастерской просто сумасшедший. Взгляд упирается в верхнюю часть фасада Юридического института КрасГАУ. Здание было построено в 1937 году для курсов марксизма-ленинизма и являет собой воплощение роскоши и идеологии сталинской эпохи: помпезные барельефы с флагами и торжественными венками опоясывают верхнюю часть дома. Из крыши института растут зелёные горы Торгашинского хребта и верхние этажи разноцветных высоток-новостроек на Пашенном.

Художник Александр Краснов видит мир по-своему. У него нет пасторальных этюдов с пленэра, узнаваемых городских зарисовок… Основной темой творчества Александра Краснова являются различные фантасмагорические сюжеты, иные, неизведанные миры, прошлое и будущее землян. Например, сейчас он пишет дивный сад (явно не земной), который взращивает некий благородный инопланетный дон. Несмотря на аллюзии и парадоксальные сочетания форм в работах, Александр Краснов считает, что к сюрреализму, к которому настойчиво причисляют его творчество, он имеет отношение весьма опосредованное. По форме он может и близок сюрреалистам, но по содержанию нет. Потому что его работы не символическое отражение внутренних переживаний, подсознания, это некая информации, которая приходит извне. “Я сторонник теории, что человек ничего не придумывает, — говорит художник. — Сам по себе мозг не рождает фантазии на пустом месте. Думаю, что это какие-то глубинные знания, которые я потом транслирую”.

Несмотря на космические темы, Александр Краснов уверяет, что прочно стоит на земле, именно земная природа даёт ему пищу для размышлений и творчества: “Я родился в Ленинграде, вырос в Хакасии, в которую влюбился навсегда. Именно там мои места силы”.

Досье

Александр Иванович КРАСНОВ — художник. Родился в Ленинграде в 1963 году. Закончил Ленинградское реставрационное училище. Учился в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова. Награждён специальной премией японской фирмы “Фукуока Сокен” за создание фантастических персонажей (1997 г.). Получил Гран-при на Всероссийском художественном конкурсе, награждён поездкой в Париж (1999). С 2000 года — член Союза художников России. Участвует в городских, региональных, всероссийских и международных выставках.

В тему

Самый именитый красноярский художник Василий Суриков покинул малую родину в двадцать лет. Но автор масштабных исторических полотен тосковал по дому, часто приезжал, работал здесь. Красноярск будил фантазию и желание творить. Причём красноярцы изображены не только на картинах живописца с сибирской тематикой (например, “Взятие снежного городка”), но и на знаменитых полотнах, где сюжетная линия не имела прямого отношения к нашему городу. — Например, прототипом боярыни Морозовой стала тётка Сурикова Авдотья Торгошина. Её муж Степан Фёдорович изображён на картине “Утро стрелецкой казни” — стрелец с чёрной бородой.

Не обходили вниманием столицу края и другие представители красноярской художественной школы, те, кто пришёл следом за Суриковым. Перечислить всех невозможно. Это и легендарный живописец Дмитрий Каратанов — его любимым местом работы были Столбы. Народный художник России Тойво Ряннель был не только певцом сибирской природы, но обращался и к городской теме. Удивительно волшебный Красноярск в работах одного из самых необычных художников ХХ века Андрея Поздеева. Народный художник России Борис Ряузов стал настоящим летописцем нашего города, его работы — хроника истории развития и роста Красноярска.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Другие материалы по теме

вчера 20:56