16.02.2017 | №3477

Владей Кавказом

Автор: Елена ЮЖАКОВА, Алексей ТРЕШИН
Фото: региональная осетинская национально-культурная автономия “Иристон”, vladikavkaz-osetia.ru, ru.wikipedia.org

Сегодня герой нашей рубрики “Большая страна” — Северная Осетия. Напомним, отправной точкой появления этой рубрики стала книга Александра Пряжникова “Россия. Юг, который мы не знаем”. В ней автор рассказывает о своих впечатлениях о разных территориях юга России. Зачастую его взгляд очень оригинален и полемичен. Но тем он и интереснее…

Республика Северная Осетия (Алания) занимает территорию в 7017 квадратных километров (для сравнения: площадь Тринидад и Тобаго — 5131 квадратный километр). В республике проживает около 705 000 человек, в то время как Тринидад и Тобаго населяет 1 343 000.

Высшая точка республики — гора Казбек — поднимается над уровнем моря на высоту 5033 метра.

Столица Северной Осетии — расположенный на берегу реки Терек город Владикавказ с населением более 308 000 человек. Основан как военная крепость в 1784 году. От его стен через Дарьяльское ущелье к Тбилиси была проложена дорога, получившая название Военно-Грузинской.

Разнообразные культовые сооружения Владикавказа наглядно демонстрируют многоконфессиональный уклад республики. Открыты приходы Русской православной, Армянской Апостольской, Римско-Католической церквей. В девяностых годах возвращена верующим Мечеть Мухтарова. Здесь действует хоральная синагога, а также индуистский храм Брахмы. Однако отличительная особенность республики состоит в том, что она обладает самым высоким по России процентом жителей, которые придерживаются древних народных, иначе говоря, языческих верований.

…Осетин — вечный пасынок Кавказа. Расселившись однажды у входа и выхода в Дарьяльское ущелье, этот стратегический проход сквозь громадину Главного хребта, он так и не стал здесь своим. Неопределённым, загадочным, а значит, подозрительным для окружающих остаётся его происхождение. Осетин принято считать пришельцами из Ирана, а негативное отношение к пришельцам на юге распространено повсеместно.

Сколько бы ни трудились современные историки над попытками доказать скифско-сарматскую генеалогию осетин, их ближайших соседей эти попытки не убеждают.

Неопределённость религиозная также не способствует дружелюбию и взаимопониманию. Жители соседних регионов, где прочно и навсегда установился Ислам суннитского толка, косо поглядывают на конфессиональную неразбериху в республике.

Непостоянство отразилось даже на судьбе главного города Осетии. Он стал единственным на Кавказе, который, имея региональный столичный статус, четырежды менял своё имя при советской власти. Владикавказ в 1931 году переименовали в Орджоникидзе. В 1944-м, выдворив ингушей в Среднюю Азию, партийные руководители утвердили традиционное осетинское название — Дзауджикау. Вскоре после смерти Сталина городу вернули имя наркома. И только в 1990-м Орджоникидзе навсегда исчез с карты, чтобы уступить место старому державному названию — Владикавказ (владей Кавказом).

Отношение большинства горских народов к язычеству колеблется от лёгкого неприятия к агрессивной ненависти. И только осетины произносят первый тост за верховного бога, ставят на стол три невероятно вкусные лепешки, символизирующие солнце, воду и землю.

Путешествуя по Осетии, не чувствуешь, что попал на восток. Яркая красота предгорий, тихие селения, маленькие часовни, кресты на погостах, фруктовые сады, камни, осыпающиеся на трассу, мелководные речушки. Только священные рощи, старательно огороженные ажурными заборами, напоминают о том, что ты в самом сердце Кавказа. Эти уникальные рощи вкупе со знаменитыми пирогами несут не только ритуальные, но и представительские функции, и в сознании тех, кто проживает за пределами республики, прочно связаны с историей и культурой осетин.

Русский дух силён здесь настолько, что его доминированию не мешает ни язык, непохожий на все прочие, ни явно неславянская внешность местных жителей. Взаимоотношения русских и осетин — одна из самых больших загадок Кавказа. Как могли два таких разных народа прийти к общему языку и взаимопониманию? Возникнув однажды, оно устойчиво сохраняется вот уже не одну сотню лет. При этом русские остаются представителями титульной нации со своими сословными предрассудками. Осетины остаются свободными людьми, чьи предки жили по законам военной демократии…

Нюанс

Территория современной Северной Осетии напоминает песочные часы: символ бренности, быстротечности, неопределённости и непостоянства.

В Красноярске живёт немало семей, которые когда-то переехали в краевой центр из Северной Осетии. Мы спросили у представителей диаспоры, как они попали в наш город и что сегодня их связывает с Красноярском.

Азамат АЛАГОВ, председатель Совета региональной осетинской национально-культурной автономии Красноярского края “Иристон”:

— В Красноярск ехал с огромным любопытством и энтузиазмом. Причина переезда заключалась в том, что здесь несколько десятилетий живут и по-настоящему достойно трудятся мои старшие родственники, которые являются для меня абсолютным авторитетом и примером. И я заряжен их идеей быть благодарным земле, на которой ты живёшь.

Удивил меня Красноярск разнообразием возможностей по проведению досуга — занятий спортом, туризмом, обилием замечательных культурных мероприятий. И хотя на моей родине на протяжении веков соседствовали представители порядка ста этносов, меня просто поразила та огромная работа, которая проводится краевой и городской администрациями в сфере межэтнических отношений. Это стало очень приятной неожиданностью, мы же все понимаем, что в короткие сроки так сблизить людей, их национально-культурные автономии — это задача архисложная. Понятно, что проблем пока ещё много, но “дорогу осилит идущий”.

Виктория ЧЕРЕПАХИНА, председатель молодёжного отделения региональной осетинской национально-культурной автономии Красноярского края “Иристон”, студентка юридического института СФУ:

— Родом я из Владикавказа. Так сложилась судьба, что 13 лет назад моя семья перебралась из солнечной Осетии в морозную Сибирь. За годы жизни в Красноярске я заметила, что этот город обладает особенностью: в холодном крае живут люди с доброй душой и по-настоящему горячим сердцем. Наверное, именно поэтому Красноярск стал мне родным. Я побывала во многих городах нашей Родины, но ни один из них не сумел завоевать моей любви так, как это произошло с Красноярском. Я сибирская осетинка. Красноярск стал моим домом. Тут живёт моя семья, этот город подарил мне близких друзей. Это удивительное место. Мне нравится, что здесь не имеет значения, какой ты национальности, какого цвета у тебя кожа и разрез глаз. Тут одинаково рады всем. И, что мне особенно нравится, Красноярск находится в бесконечном движении огней, машин, людей.

Данил ГУРИЕВ, генеральный директор компании по производству конструкций, изделий и деталей из металла:

— Люди переезжают по разным причинам. Но счастливчиками можно назвать только тех, кто искренне полюбил и с удовольствием живёт на новой для себя земле. Этому способствуют хорошая работа и дружная семья. Но осетину этого мало. Наши предки — аланы — вихрем проносились по огромным территориям. От Англии и до Севера Африки. От Атлантического океана и до Индийского. И все тяготы этих походов формировали нашу генетическую привычку — постоянно ощущать рядом плечо надёжного друга. Исторически так сложилось, что дружба с людьми разных национальностей возведена у нас в культ. Есть ещё очень серьёзное отношение к гостеприимству. Когда рядом друзья, когда в доме гости, то значит, ты этого заслуживаешь, значит, ты настоящий мужчина. В Красноярске у меня много друзей. И живя здесь, мы достаточно спокойно смотрим в завтрашний день, строим планы, основанные на уверенности в своём восточно-сибирском будущем.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
13:41