20.03.2017 | №3489

Чего не хватает учителю?

Автор: Анастасия Николаева

Не умеем работать с трудными подростками, не знаем, как учить одарённых детей, хромает компьютерная грамотность… Учителя разных регионов страны рассказали, в каких областях работы отмечают нехватку профессиональных знаний. Опрос провели эксперты Института образования НИУ ВШЭ.

Результаты исследования выявили три основные проблемные области. Преподаватели считают, что им не хватает “профессиональных навыков взаимодействия с учащимися, имеющими проблемы в поведении”, “методов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья” и “навыков в области компьютерных и информационных технологий”.

Интересно, что подобный опрос прошлым летом проводили эксперты Московского института открытого образования, их респондентами стали учителя столичных школ. Ответы получились приблизительно такими же. Половина опрошенных признали, что им не хватает навыков в работе с мультимедийным оборудованием. 67 процентов учителей нуждаются в совершенствовании компетенций для эффективного поведения в конфликтных ситуациях, 47 процентов хотели бы научиться лучше работать с одарёнными детьми, 37 процентов педагогов нуждаются в повышении компетенций, связанных с конструктивным взаимодействием с родителями.

У красноярских педагогов и родителей школьников свои ответы на этот вопрос. Дочь Елены Даниленко заканчивает в этом году одиннадцатый класс.

— Учителя нашей школы хорошо дают знания по предметам, этот аспект даже не стоит обсуждать, но, к сожалению, зачастую закрывают глаза на конфликтные ситуации, которые происходят между детьми, — рассказывает она. — Может быть, потому что не умеют правильно вести себя в таких случаях. Но ведь и родители не должны выступать в качестве медиаторов, это неправильно. Десять лет назад на родительском собрании нам объявили: педагоги дают образовательную услугу, а семья занимается воспитанием. Считаю, что это неправильно. Нельзя убирать воспитательный момент из образовательного процесса. Ещё отмечаю, что не хватает индивидуального подхода к каждому ребёнку. К сожалению, наш классный руководитель разделил класс на любимчиков и нелюбимчиков. Моя дочь попала во вторую группу. В итоге сейчас она даже не хочет идти на выпускной вечер.

По мнению Елены Даниленко, зачастую современной школе не хватает душевности, которая была раньше. “Может быть, это связано с загруженностью учителей, может быть, по причине изменения подходов к образованию, — предполагает мама старшеклассницы. — Знаю, что сегодня есть классные руководители, которые становятся для своих учеников вторыми мамами. Дети доверяют им свои проблемы и радости, а не только “получают образовательную услугу”. Жаль, не все педагоги умеют работать так. И ещё один момент — нужно разработать какие-то методики проведения родительских собраний. У нас они, к сожалению, сводятся к обсуждению того, сколько денег и на что нужно сдать. Опять же о психологической обстановке, атмосфере в классе почему-то на собрании никогда не говорят”.

— На мой взгляд, многим педагогам не хватает знаний по психологии, в результате они не могут найти подход к конкретному ребёнку, хотя при этом на собраниях нам говорят о том, что по новым стандартам для ученика должна быть разработана индивидуальная программа обучения, — говорит Ольга Саева, мама двух школьников-подростков. — Когда таких знаний учителям не хватает, они срываются на детях. Либо переходят на крик, либо просто игнорируют такого трудного ученика. Может быть, стоит проводить для педагогов какие-то психологические тренинги, мастер-классы.

Татьяна Иванкевич отработала в школе более десяти лет, сейчас она сменила род деятельности.

— Как раз в то время, когда я была учителем, стали появляться новые методики работы с одарёнными детьми, так называемыми трудными подростками, ребятами с ограниченными возможностями здоровья, — рассказывает она. — Не все из них на практике показали свою эффективность. Например, одно время детей в параллели разделяли на классы по категориям: в один — отличников, в другой — детей с задержкой психического развития, в третий — остальных среднячков. Такое решение оказалось неправильным, сейчас от такого деления параллели отказались. Но вот знаний для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагогам не хватает и сейчас. Многие из моих друзей работают в школе, они рассказывают, что курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию прошла лишь часть педагогов. А работать с такими учениками нужно всем.

Каких профессиональных навыков не хватает учителям?

Всего достаточно — 30%

Навыков работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении, — 22 %

Опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, — 18%

Знаний в области компьютерных и информационных технологий — 15%

Навыков работы с одарёнными учащимися — 14%

Источник: Институт образования НИУ ВШЭ.

Нюанс

Педагоги отмечают, что сегодня времени на заполнение различных бумаг и отчётов у них уходит больше, чем непосредственно на занятия с детьми и самообразование.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
10:14

вчера 18:10

23 июня