27.02.2017 | №3479

“Душа есть только в “Грачах”

Картину “Грачи прилетели” знают в России все. И хотя среди важнейших работ Алексея Саврасова есть “Вид в Ораниенбауме”, “Лосиный остров в Сокольниках”, “Жатва”, “Вечер” и “Радуга”, широкой публике известны именно “Грачи”. Этюды к этому одушевлённому пейзажу Алексей Саврасов писал в селе Молвитино, теперь Сусанино, Костромской губернии.

Картина имела огромный успех на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году, а идеолог и основатель “Товарищества передвижных выставок” Крамской, сравнивая полотно Саврасова с другими выставленными пейзажами, писал: “…всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.

На картине есть только лёгкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, “пейзаж — не пейзаж”. Свет как будто идёт от земли, его источника не видно.

“Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу”, — писал о Саврасове Исаак Левитан.

Грачи — символ приходящей весны, обновления природы. Они заставляют картину звучать. Но их тёмные силуэты полны и какого-то мистического, почти религиозного значения. “Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт, и песнь её торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна”, — говорил Саврасов своим ученикам.

Один из учеников Саврасова в училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевлённые словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где “фиалки уже распустились”, в Останкино — изучать природу, проникаться ею и писать этюды. “Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте”, — говорил художник. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. Коровин вспоминает наставление Саврасова: “Надо почувствовать, надо чувствовать — как хорошо в воздухе чувствуется весна”.

Неприметная сельская церквушка с шатровой колокольней, которая виднеется из-за берёз, — это православная церковь Воскресения Христова в селе Молвитино, которая была построена в конце XVII века. Со свойственной ему реалистичностью в подходе к изображению предметов Саврасов пишет её с облупившейся штукатуркой, обнажившейся кирпичной кладкой. Храм одновременно тянется к небу и приникает к земле. В “Грачах” возвышенное и приземлённое идут рука об руку.

К слову, Воскресенская церковь на заднем плане существует и нынче, в ней как раз и расположен музей Ивана Сусанина, который родом из окрестностей Молвитина и подвиг свой совершил здесь же, неподалёку.

Картины Саврасова часто сравнивали с музыкальными произведениями. Лидер передвижников Иван Крамской больше всего ценил художника за наличие в его живописи “душевных нервов, которые чутки к шуму и музыке в природе... струны, которая могла бы обращаться в песню”.

Факт

В 1997 году к 100-летию со дня смерти Саврасова Центральным банком России была выпущена памятная монета из серебра номиналом в два рубля, на которой был изображён портрет художника и фрагмент его картины “Грачи прилетели”.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
11:38