29.05.2017 | №3518

«Лив Штайн»: дар и жертва

Автор: Анна СЕРГЕЕВА

27 мая на малой сцене Красноярского драмтеатра имени А. С. Пушкина при поддержке Гёте-института Новосибирска состоялась премьера психологической драмы “Лив Штайн”. В основе постановки — одноимённая пьеса немецкого драматурга Н. Харатишвили. Для режиссёра, выпускника ГИТИСа Сергея Черных спектакль стал дипломной работой.

В центре сюжета — величественная и трагичная фигура пианистки Лив, жительницы музыкального Олимпа, всю жизнь покорявшей вершины наследия Рахманинова. Смерть сына безжалостно сбросила её на землю и обрушила на неё всю тяжесть вины матери. Лив винит себя в том, что любовно пестовала свой музыкальный дар, но обделяла любовью ребёнка. Эту роль исполнила заслуженная артистка России Елена Привалихина.

Из персонального ада Лив безуспешно пытается вытащить её импрессарио Симона (Надежда Крутова) и бывший муж Эмиль Штайн (заслуженный артист РФ Виктор Лосьянов), несмотря на кризис собственного брака с новой женой Еленой (Виктория Болотова). Всё меняется с появлением подружки её сына — молодой пианистки Лоры (Анастасия Медведева). У Лоры есть то, чего так остро не хватает Лив — живые воспоминания о её сыне, память о том, как он провёл несколько лет жизни в интернате, как чувствовал, какую музыку любил, каким он был, этот молодой человек Генри. Лора предлагает Лив узнать ближе своего сына в обмен на бесценные уроки музыкального мастерства. Молодая энергия Лоры, её амбиции и талант становятся для Лив новым жизненным мотором, новым смыслом.

Трактовка пьесы Сергеем Черных несколько отличается от авторской. Нино Харатишвили призывает Лив на суд и обвиняет в пренебрежении семьёй, эгоизме, бессердечии. В спектакле мы видим другую, куда более интересную Лив — ожесточённую от вины и боли, но живую душу гениального художника, “виноватого без вины”, наказанного эпифанией своего дара. Музыка, а с ней и спонтанность, голос души, прочно связывается в спектакле с жертвой. Эмиль давно не играет на скрипке, его служение могиле распавшейся семьи требует тишины. Никто не знал, как “недурственно” может петь Елена, её ненужность превратила её во фриковатую мегеру. Симона хотела сама быть одной из тех, кто “приводит в движение мир”, но стала лишь тенью при госпоже Штайн. Сама Лив упорно отказывается играть после смерти Генри, как будто эта жертва ещё не запоздала и поможет искупить его смерть.

Динамичность композиции, выразительные мизансцены в необычном и некомфортном пространстве малого зала запускают пульсацию нерва в несколько тяжеловесные и порой не очень внятные диалоги пьесы. В герметичном зале появляется множество входов, “работает” даже окно технической комнаты, благодаря чему действие разгоняется, приобретает полифоническое звучание.

Музыка — полноправное действующее лицо постановки. Спектакль открывает скретч-увертюра, которую исполняют персонажи, пытаясь ритмом бытовой жизни вызвать Лив из добровольного затворничества. Трансовую тему звучания жизни Лив во время музыкальной аскезы, “музыку без музыки” написала композитор Мария Красилова. Отрывком из второго фортепианного концерта Рахманинова музыка возвращается, срывает пыльные шторы, объявляя начало новой жизни. Но ни Лора, ни Лив в течение спектакля ни разу не подходят к инструменту, их репетиции, их подготовка к совместному концерту всегда где-то за сценой, их музыка слишком земная и неуклюжая по сравнению с исполнением пианиста, чьё мастерство теперь ближе к Господу. Все музыкальные отрывки, сопровождающие, озвучивающие, осмысляющие действие исполняет бессловесная фигура Генри. Его смерть наконец овеществила его присутствие в доме и жизни матери. Руками Генри стал пианист Евгений Марунь.

Подозрения, что Лора не та, за кого выдаёт себя, приводят Лив к нервному срыву, её жизнь снова в руинах. И теперь на её совести ещё и погубленная карьера Лоры.

Камертоном финальной сцены становятся дневники Генри, его последняя попытка продлиться в музыке, в отношениях с матерью, в любви к Лоре. Но люди — такие люди, им лишь иногда виден проблеск божественного света и слышна музыка мира горнего. Жертва снова отвергнута, и воцаряется тишина.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
20:17

вчера 20:56