04.02.2017 | №3469

Оркестр нанял резидента

Автор: Марина ЯБЛОНСКАЯ

Красноярский симфонический оркестр отмечает круглую дату — своё сорокалетие. Юбилейный год оркестр проведёт в работе — репетициях и выступлениях. Ведь выход на сцену перед зрителем — это настоящий праздник для артиста или творческого коллектива.

Открытие первого творческого сезона Красноярского симфонического оркестра состоялось в апреле 1977-го. В программе концерта были Увертюра к опере “Руслан и Людмила” Глинки, Симфония № 5 Бетховена и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского. В качестве солиста выступил лауреат международных конкурсов пианист Алексей Наседкин.

— То, что городу нужен собственный оркестр, было очевидно, — рассказывает непосредственный участник событий, заслуженный работник культуры РФ Илья Клеймиц, который в то время занимал должность художественного руководителя Красноярской филармонии. — Интерес к академической музыке был огромен: на выступлениях приезжих музыкантов и оркестров из Иркутска и Томска всегда были аншлаги. Нас с директором филармонии Леонидом Семёновичем Самойловым вызвал первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко и предложил: “Давайте попробуем создать при филармонии симфонический оркестр, а я добьюсь разрешения министерства культуры”.

Тогда ещё не построили сегодняшнее здание филармонии, концерты проходили в музыкальном училище на улице Сурикова (сегодня музыкальная школа № 1), в Доме офицеров, в музыкальных школах, на летней эстраде парка Горького. И свой первый сезон новоиспечённый Красноярский симфонический оркестр открывал в драматическом театре имени Пушкина. Своих кадров не было — открытие института искусств было только в планах, поэтому места в оркестре заняли приезжие музыканты — их собирали по всей стране. В 1978 году в Красноярск приехал ученик выдающегося дирижёра Гаука Иван Шпиллер, который до 2003 года (с перерывом на несколько лет) был главным дирижёром и худруком оркестра. Именно при нём оркестр сформировался как профессиональный коллектив и обрёл известность. О том, как он ездил в Москву искать дирижёра для оркестра, Илья Лазаревич рассказывает как захватывающую детективную историю, до сих пор помнит всё до деталей. В столице был хороший знакомый, который работал в управлении музыкальных учреждений при министерстве культуры, он посоветовал в качестве кандидата дирижёра Центрального телевидения и Всесоюзного радио Ивана Шпиллера. Ходоки из Сибири нашли Шпиллера и сделали предложение, от которого тот не смог отказался. И не пожалел — всё, что первое лицо края Павел Федирко обещал дирижёру и оркестру, выполнил.

— Передаю разговор при встрече Шпиллера и Федирко, такого совещания я никогда не видел, — говорит Илья Клеймиц. — Павел Стефанович спросил у Ивана Всеволодовича, что бы тот хотел. “Я бы хотел, чтобы наш оркестр состоял из ста десяти человек”. — “Принимается”. — “Я бы хотел, чтобы оркестр был внекатегорийный”. — “Принимается”. — “Чтобы музыканты, которых я приглашу работать в оркестр, получили квартиры. Коллективу нужно тридцать-сорок квартир”. “Записывайте”, — дал распоряжение Федирко руководству города. “Нам нужен хороший инструментарий. Имеющиеся инструменты очень плохие”. — “Хорошо”…

Так началась славная история Красноярского симфонического оркестра, который, как и задумывал Федирко, стал визитной карточкой нашего края. Оркестр в Красноярске назвали шпиллеровским. Трудно было представить иного человека на месте руководителя. В 2003 году маэстро не стало. Искали нового дирижёра трудно и долго. Остановились на кандидатуре Марка Кадина, который возглавлял коллектив начиная с 2004 года, десять лет. В 2015 году за пульт управления симфонического оркестра встал маэстро Владимир Ланде, который принёс новые идеи и проекты, встряхнул солидный, устоявшийся коллектив.

В 2009 году Красноярский академический симфонический оркестр получил статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края.

— Самое главное в жизни любого творческого коллектива движение, — считает Владимир Ланде. — Искусство — это стремление к идеалу, которого невозможно достичь. Никогда нельзя останавливаться, тешить себя мыслью, что ты достиг совершенства, что ты на вершине. Как только успокаиваешься, сразу скатываешься вниз, и тебя обходят конкуренты. Поэтому юбилейный год мы проведём, усердно трудясь, показывая, что мы умеем и чего достигли.

Один из ближайших проектов оркестра, который придётся по душе романтикам и путешественникам, состоится 10 февраля в большом концертном зале филармонии. Оркестр под управлением Владимира Ланде и звёздные гости — представители известной музыкальной династии Рудиных — приглашают красноярцев совершить путешествие в Вену: на концерт, где прозвучит музыка Бетховена, Шуберта и рассказы о музыкальной столице мира.

Ещё один важный проект этого года, в котором принимает участие коллектив, это Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина. Он пройдёт в Красноярске с 21 марта по 7 апреля. Сорокалетию ведущего КАСО будет посвящён концерт 7 апреля: в исполнении оркестра и Вадима Репина прозвучит Концерт для скрипки с оркестром Сибелиуса и Третья симфония Брамса. (Подробно с афишей коллектива можно ознакомиться на сайте: krasfil.ru.)

В апреле же симфонический оркестр отправится в небольшой гастрольный тур по России: Санкт-Петербург — Новгород, Псков. В России турне больших академических коллективов забытая практика, которая сегодня доступна только именитым оркестрам. Также в планах у Владимира Ланде на 2017 год записать оркестром два новых диска — с сочинениями Моисея Вайнберга и современной музыкой.

И ещё одно событие нынешнего сезона, которое трудно переоценить: у оркестра появился композитор-резидент. Это Михаил Крутик, бывший красноярец, который живёт и работает в Санкт-Петербурге. Композитор будет создавать сочинения для красноярского коллектива.

— Подобная практика широко распространена во всём мире, но для России она пока уникальная, — поясняет Владимир Ланде. — Насколько я знаю, Красноярский симфонический оркестр стал вторым коллективом после Госоркестра России имени Светланова, где есть резидент.

Михаил Крутик уже приступил к работе над произведением по специальному заказу. О чём будет это произведение, которое в скором будущем услышат красноярцы, дирижёр предпочёл умолчать, сказал, что это сюрприз.

НЮАНС

Первым дирижёром Красноярского симфонического оркестра был музыкант из Москвы Владимир Свойский, а не Иван Шпиллер, как считают многие.

ОТЗЫВЫ

“Красноярцы показали в Петербурге простую вещь, подзабытую избалованной публикой, что в музыке не меньшее значение, чем техническая безупречность и соответствие некоему единому профстандарту качества, имеет энергия и вовлечённость исполнителей в музыку. (Санкт-Петербургский центр “reMusik.org” о гастролях КАСО в Санкт-Петербурге в 2015 году.)

“Ланде и его коллектив создали шедевр изысканной техники и каскада тонов, в котором каждое инструментальное отделение объединяется в совершенное, красивое и гармоничное целое, находящие столь тёплый отклик у аудитории. На бис Красноярский академический симфонический оркестр вышел два раза — с короткими произведениями Дмитрия Шостаковича, где главное слово взяли духовые, особенно соло трубы, вне сомнений, настоящего виртуоза”. (biobiochile.cl о гастролях в Чили в 2016 году).

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
16:01