30.12.2011 | №2499

Ответственная роль

Автор: Алексей ТРЕШИН

Ростовые куклы влияют на детский разум

Кого или что только не приходиться играть актёру. Великолепная Лия Ахеджакова в начале своей карьеры служила в московском ТЮЗе и много лет представляла куриные ноги избушки Бабы Яги. Работой высокого мастера до сих пор считается образ старого пегого мерина Холстомера в исполнении Евгения Лебедева, которого он сыграл в спектакле «История лошади», поставленном в БДТ имени Горького Георгием Товстоноговым.

Но это то, что нам известно про великих и знаменитых. Гораздо чаще актёрская братия по городам и весям надевает лапы, уши и хвосты и выходит веселить детвору на сцену, улицу или утренник. Зайчики, Серые Волки, а также герои любимых мультипликационных фильмов показывают юному зрителю положительные и отрицательные качества человека. Выполняя при этом функцию не только развлекательную, но и воспитательную. А это уже, согласитесь, большая ответственность.

- Кроме сверхзадачи, с помощью которой мы доносим до людей, что такое хорошо и что такое плохо, есть необходимость решать вопросы с пластикой героя, - говорит Ольга Варильченко, специалист отдела культурно-массовых мероприятий Правобережного городского дворца культуры. - Например, Тигр из сказки про Винни-Пуха отличается жизнерадостностью и открытостью. Поэтому, чтобы играть его, нужно быть подвижным, прыгучим. Если это небольшое мероприятие, то над ролью я начинаю работать примерно за неделю до выступления. Бывает даже так, что, перевоплощаясь на репетициях в героя, я не всегда могу выйти из образа. Тут уже достаётся близким - моя мама становится свидетелем бесконечных прогонов роли или ужимок и кривляний. Это происходит тогда, когда я ищу какую-то интересность или смешинку для своего героя.

Ольга рассказывает, что с детства была любительницей попроказничать и в культуру пришла из КВН. Наверное, поэтому ей сравнительно легко даются образы с мужским характером - Пираты и Клоуны. Но при этом работу над героинями нельзя назвать более простой.

- Любой творческий процесс, с одной стороны, захватывает, а с другой стороны - мучителен, - поясняет Ольга. - Каждый раз приходиться переламывать себя, свою натуру, которую прячешь куда-то подальше и вытаскиваешь на свет божий то, что хранится глубоко под замком условностей нормального общественного поведения. Особенно трудно бывает, когда ты с режиссёром смотришь в разные стороны - у него своё представление, как я должна вести себя на сцене, а у меня своё, которое мне органически ближе. Приходится комбинировать, отстаивать свои находки и тогда в итоге получается очень неплохой результат.

Жизнь актёра полна переживаний. Театральное ли, эстрадное ли, массовое ли мероприятие всегда круто замешано на человеческом факторе. Поэтому тут часто случаются различные казусы и забавные ситуации. У Ольги Варильченко их целая копилка.

- В прошлом году работали на открытии одной из дворовых ёлок. У нас была своя канва, продуманная театрализация, заранее были записаны фонограммы. Короче говоря, шло нормальное сценическое действие. Очень тогда актёров позабавила непосредственность жителей, пришедших на праздник. Так получилось, что зрители не поняли разницы между разворачивающимся перед ними действием и просто ряжеными актерами-аниматорами, с которыми можно пофотографироваться. Мы - Дедушка Мороз, Снегурочка и Зайчик - даём новогоднее представление, а люди просто подходят, сажают к нам на руки детей. В процессе приходилось каждому тихонько объяснять, что сейчас идёт представление.

А однажды на одном из утренников дети очень поверили в Кикимору, которую играла Ольга. Это был отрицательный персонаж - по ходу сказки она вначале пакостит, потом попадает под положительное влияние Мальвины и, разумеется, перевоспитывается. И вот, после особенно досадного злодеяния Кикиморы, Мальвина, как обычно, крикнула: «Держите её, дети!». В ответ детвора после непродолжительного преследования схватила «злодейку» и весьма ощутимо… побила. К счастью, тут вовремя появилась Добрая Фея, которая остановила линчевание Кикиморы.

Поделилась Ольга и интересным наблюдением, которое сделала на детских мероприятиях. Если в программе предусмотрен интерактив - проводятся конкурсы, состязания, то ребятам предлагается разделиться на команды. Одну команду, к примеру, собирает около себя чистенькая и аккуратная Уточка, другую - озорная и расхристанная Обезьянка. Каждый раз получается так, что дети идут в команду к тому герою, с которым они сами чем-то похожи. Если ребёнок послушен, сам старается хорошо выглядеть, то идёт к примерной Утке. Озорники же с взъерошенными волосами и с наполовину выправленной из штанов рубахой тянутся к Обезьяне.

В любом случае, работа актёра, который играет «нечеловеческую» роль, не сильно отличается от любого другого образа. Ольга Варильченко отметила, что и там и там необходимо ответственно подходить к делу, которым занимаешься. Ведь от каждого слова или смысла, посланного в зал с детьми, может зависеть, как минимум, настроение на весь день, а как максимум - судьба маленького человека.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
18:47