27.02.2017 | №3479

За что полюбили Ждуна?

Автор: Ольга МАЕВСКАЯ

Этот то ли слон, то ли тюлень с милейшими глазами и скрещёнными руками на животе всего за несколько дней завоевал сердца россиян. Скульптура, символизирующая ожидание и бесконечное терпение, привела в восторг пользователей русскоязычного Интернета. Персонаж в России известен как Ждун, хотя на самом деле интернет-героя зовут Гомункулус Локсодонтус. Его создала молодая голландская художница Маргрит ван Бреворт по заказу фонда “Скульптуры в Лейдене”, который проводит ежегодные выставки. Темой выставки-2016 были биологические науки. Выполнена фигура из пластика и эпоксидной смолы. При смешивании получается материал, похожий на глину, поэтому скульптура выглядит мягкой и бесформенной.

По словам автора, на создание этой скульптуры её вдохновили терпеливые люди, ожидающие своей очереди в медицинских учреждениях. Но российские пользователи помещают Ждуна в самые разные ситуации — в очереди на почте, в банках, в офисы, на правительственные совещания. Этот зарубежный персонаж оказался весьма уместен в наших реалиях. Ждуна используют в рекламных кампаниях, с его изображением выпускают сувенирную продукцию. Его сейчас смело можно назвать самым узнаваемым мемом Интернета. Что же это за явление и можно ли предугадать популярность в Сети, мы спросили у специалистов.

Мемом принято считать единицу информации — слово, фразу, картинку, которая очень быстро разошлась по Интернету и стала хорошо узнаваема. Популярность эта спонтанная. Распространяются мемы в Интернете разными способами — в соцсетях, на форумах, в блогах.

Термин “мем”, обозначающий единицу культурной информации, способную “размножаться”, впервые употребил оксфордский профессор Ричард Докинз в 1976 году, а в 1994 году американский исследователь СМИ Дуглас Рашкофф нашел схожесть между мемами и медиавирусами. Поэтому мем это не только изображение, часто сопровождаемое каким-либо текстом, но и, например, просто звуки.

Чаще всего мемы не несут глубокой смысловой нагрузки, но при этом легко могут заменить длинные выражения.

Но спрогнозировать, что вызовет бешеный интерес, сложно. Автор Ждуна, по её признанию, не ожидала такой популярности своей скульптуры в России.

— Современное искусство — неоднозначное, но, само собой, никто не создаёт предметы искусства ради мемов, — рассказывает Олеся Смирнова, руководитель pr-отдела музейного центра “Площадь Мира”. — Какие-то эпатажные трендовые штуки тоже расходятся по Интернету очень быстро. Например, работы красноярского художника Василия Слонова постоянно попадают в подборки зарубежных и российских развлекательных порталов. Но конкретно арт-мемы — это уже синтез искусства и блогерства, совместное творение интернет-шутников и художников по факту, с всегда внезапным и непрогнозируемым вирусным эффектом.

Появление мемов — стихийно, их почти невозможно сделать искусственно популярными, поясняет Владислава Александрович, редактор социальных сетей Красноярского интернет-журнала.

— Мем проживает свою маленькую жизнь: появление, развитие — распространение среди пользователей и дополнение, исчезновение или превращение в “баян” — старую шутку, — рассказывает Владислава. — Феномен мемов в том, что они изменяются, попадая от пользователя к пользователю. И, по сути, получая всё новые комментарии или отклики, мы имеем уже совершенно новые мемы.

Популярность зависит от нескольких факторов, объясняет smm-специалист. Это степень абсурда, черты “шутки для своих”, количество вариаций — бывают случаи, когда вариации смешнее оригинала. Как раз это объясняет популярность мема Ждуна, ведь каждый был в такой ситуации, и может написать на картинке то, чего ждал он.

Одним из самых ранних мемов в России называют телевизионный сюжет Сергея Курёхина 1991 года — “Ленин — гриб”. Первым же популярным интернет-мемом считается “Превед!”. Это русская редакция картины “Bear Surprise” Джона Лури 2006 года. Мем вышел в офлайновую среду и породил ещё множество других мемов, например “Медвед”, “Кросавчег”, “Кагдила?”, которые на сегодняшний день уже стали “баянами”.

За рубежом первый интернет-мем появился в конце 80-х, им стало изображение совы и реплики “O RLY?” (Oh, really?).

— У красноярцев популярны, конечно же, локальные мемы, а также хорошо заходит адаптация под наши реалии форсированных по всему миру мемов. Например — “Ждун ждёт ремонта Коммунального моста”, — рассказывает Владислава Александрович. — Конечно, мемы и фотожабы помогают продвигать и делать сообщества популярными. Вспомним сообщество Лентач. Если бы оно не делало искромётные и точные мемы под каждую из новостей, вряд ли бы они стали такими популярными. А создавая такой вирусный контент, сообщество сразу убивает двух зайцев: заметно выделяется среди других новостных пабликов и привлекает новых пользователей без особых затрат, ведь люди с огромным удовольствием выкладывают смешные видео и картинки у себя на странице.

Нюанс:

Особую популярность в сети приобрели мемы, основанные на изображениях известных картин. Пользователей Интернета чаще всего вдохновляет Эдвард Мунк “Крик”, Валентин Серов “Девочка с персиками”, Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”, Владимир Серов “Ходоки у В. И. Ленина”.

Акцент:

Самые любимые персонажи у интернет-аудитории — коты.

Смешные видео с этими животными набирают миллионы просмотров. Популярными домашние питомцы становятся благодаря необычной внешности, забавным повадкам или ситуациям. Такую любовь к котам связывают и с тем, что эти животные больше распространены, чем собаки.

А началось это всё более десяти лет назад, тогда на многих форумах появились дни, когда люди делились смешными фотографиями своих котов с забавными подписями. Первый кот мем — так называемый Happycat.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
16:01