20.03.2017 | №3489

Играла модную москвичку

Автор: Маргарита КОМИНА
Фото: Андрей МЕРКУЛОВ

“С удовольствием занималась самодеятельностью, однажды даже в пьеске участвовала”, — вспоминает Галина Васильевна. Фото Андрея Меркулова

 

Каких-то 60—70 лет назад улица Дубровинского выглядела совершенно иначе. Сегодня узнать её по старым фотографиям невозможно. Бессменным с 1936 года осталось только её имя, данное в честь участника борьбы за советскую власть в Енисейской губернии Якова Дубровинского. Правда, с 1921-го по 1936 год улица была Октябрьской. До этого она именовалась Ново-Кузнечные ряды и Береговая.

— Мама, я и брат переехали в Красноярск к бабушке в 1934 году, — рассказывает Галина Блажиевская. — В 1935 году мама умерла. Папы не стало ещё раньше. Его обвинили в шпионаже. Арестовали и расстреляли. Воспитывала меня и брата бабушка. Жили мы по адресу: Дубровинского, 118, в деревянном доме на двух хозяев. Наш дом снесли только в 1971 году, на его месте выстроили многоэтажку, в которой сегодня находится Дворец бракосочетаний. Сейчас вообще на улице Дубровинского всё новое. Не так, как в моей юности.

Сарай с сеновалом во дворе дома по ул. Дубровинского, 118. 1940-е годы.

 

В 1930—1940-е годы вся улица была деревянной. Постройки располагались с двух сторон. И там, где сегодня высится шпиль речного вокзала, высажены деревья и обустроены зоны для прогулок, практически около самого спуска к Енисею стояли небольшие деревянные жилые дома. Чтобы укрепить берег, жители со всей округи регулярно возили к его подножию землю и навоз.

Мылись все в номерной бане на Урицкого. Рядом с домами по чётной стороне около улицы Диктатуры пролетариата располагалась водонапорная колонка, из неё местные набирали воду.

Швейная машина на память о бабушке.

 

— Тогда в каждом дворе были погреба, огороды и хозяйственные постройки, — вспоминает Галина Васильевна. — В нашем, проходном доме, из которого можно было попасть и на Бограда и на Дубровинского, стоял двухэтажный сарайчик. Внизу содержали корову, свинку, куриц. Наверху был сеновал. Летом дружной детской ватагой мы там ночевали, наигравшись во дворе в лапту, в догонялки и прятки. Мы даже театр устраивали. Навешивали на проволоку, где сушили бельё, половик — типа занавес, выходили из-за него и выступали.

На улице Карла Маркса, там, где сегодня здания краевой библиотеки и управления ФСБ, в 30-е годы находилась большая пожарная каланча и рынок. Туда, чтобы содержать внучат, бабушка Галины Васильевны носила на продажу молоко. На базаре торговали только продуктами. Одежду все шили сами.

— Бабушка была совершенно необразованная, — рассказывает Галина Блажиевская. — Я её учила расписываться. Когда она ставила подпись, обращаться к ней было нельзя, стоило бабушку хоть немного отвлечь, она забывала, как продолжить письмо. Но при всём этом она чудесно рукодельничала. Прекрасно шила. До сих пор храню на память о ней столетнюю швейную машину.

Чтобы помочь бабушке, Галина Васильевна в 12 лет пошла работать. В 1943 году устроилась на детскую железную дорогу и трудилась там до 1945 года. Вход в парк тогда был с улицы Горького. Железнодорожные пути детской дороги были длиннее, а паровозы, на которых каталась детвора, топились углём (локомотив, на котором трудилась Галина Блажиевская, хранится в музее детской железной дороги в Центральном парке). Топливо в локомотив и подавала Галина Васильевна.

— Всё по-взрослому, — отмечает Галина Васильевна. — Поездом управлял машинист и его помощник. Все в форме — в строгих гимнастёрках. Это было очень интересно. Я с удовольствием вспоминаю коллектив детской железной дороги и 40-е годы. Хотя они были и не простыми, военными. Помню, как с нашей улицы уходили на фронт, помню, как пришла весть о победе и как встречали воинов-победителей. Все жители домов с улицы Дубровинского выбегали с букетами, радостными криками, слезами…

На берегу Енисея, где сегодня располагается дом по адресу: Дубровинского, 43, располагалась керосиновая лавка и Судоверфь. Рядом с ней двухэтажный клуб “Строитель”. На первом этаже находилась танцевальная площадка, сцена для концертов и спектаклей, на втором жили рабочие.

— С удовольствием занималась самодеятельностью, — говорит Галина Блажиевская. — Однажды даже в пьеске участвовала — играла модную москвичку. Так интересно было. Какая-то особая атмосфера царила и на сцене, и в зрительном зале. Все трудились с душой.

Нюанс

В 1913 году на Дубровинского, где сегодня речной вокзал, прямо под улицей были организованы городские кладовые. Когда-то они выполняли роль виадука и подпорной стены. Над ними проходила бульварная дорожка с металлическими перилами и лестница, по которой можно было пройти на пароходные пристани.

После открытия речного вокзала набережную благоустроили.

В начале 1960-х годов на улице Дубровинского стали активно сносить старые деревянные постройки и возводить многоэтажки.

Дореволюционных зданий на Дубровинского сохранилось всего два: Красноярский краеведческий музей, расположенный в здании, стилизованном под древнеегипетский храм, созданном по проекту архитектора Леонида Чернышева (Дубровинского, 84), и здание полицейского управления, где сегодня находится Красноярское межмуниципальное управление МВД России (Дубровинского, 72).

Речной вокзал. 1970-е годы Фото из личного архива Зои Кудряшовой

 

Это просто чудо

Серебрянной медалью и почётной грамотой на международной выставке в Брюсселе в 1958 году отмечено здание Красноярского речного вокзала, построенное по проекту архитектора Александра Голубева в 1952 году и расположенное на улице Дубровинского.

Многих красноярцев с ним связывают особые воспоминания.

— В 1970 году на площади около речного вокзала была конечная остановка всех автобусов, — вспоминает Зоя Кудряшова. — С ней горожане добирались во все концы Красноярска. А в ожидании автобуса всегда можно было полюбоваться чудесным видом Коммунального моста и Енисея, по которому ходили пароходы, теплоходы и другие суда. С дебаркадера пассажиры садились на водный транспорт дальнего и ближнего следования и отправлялись в Игарку, Дудинку, Енисейск. Часто ходили ракеты. Желающих прокатиться по Енисею, в частности в Дивногорск, было много. И как иначе? Ведь и в городе, и по пути в него можно было увидеть столько всего прекрасного. Например, в дивногорском дендрарии всегда можно было полюбоваться многочисленными сортами кустарников, роз и других цветов. Когда мы отправлялись с речного вокзала семьёй в Дивногорск, часто гуляли на ГЭС, смотрели на сброс воды, ведь это настоящее чудо.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Город имён

Другие материалы по теме

07:37

вчера 17:57