28.12.2012 | №2698

Построить качество жизни

Автор: Владимир ПЕТРОВ

Многоуровневая автостоянка на улице МолоковаОт урбанистических фантазий к городу без трущоб

Как строиться Красноярску? Во времена Андрея Дубенского это был не вопрос: деревянный острог, который, собственно, и стал городом на Енисее, срубили за две недели. Это уже потом понадобилось разрабатывать генеральные планы, из которых самым знаменитым стал генплан 1973 года, благодаря которому в городе появились не только представительные ансамбли Театральной площади и Стрелки, но и началось освоение самой большой строительной площадки - бывшего аэропорта «Северный».

Сегодня очевидно, что городу нужен новый генеральный план. Но каким он должен быть? Фантастический образ города будущего, насыщенный причудливыми высотками, пронизанный многополосными магистралями и многоуровневыми развязками, пришёл из индустриального прошлого. А не странно ли когда будущим управляет прошлое? Рисуя урбанистические фантазии, задумываемся ли мы над тем, будет ли привлекателен для людей город, напоминающий сложный и малопонятный агрегат?

Автомобильная развязка на Предмостной площадиНа недавнем городском форуме проблема выбора вектора движения была обозначена предельно точно, хотя и не неожиданно: не случайно организаторами обсуждения генплана Красноярска был сделан странный на первый взгляд ход - большая часть обсуждения была посвящена опыту взаимодействия голландских и российских разработчиков мастер-плана Перми. Очевидно, поиски видения города будущего волнуют не только красноярцев.

В этом смысле удивили иркутяне, которые, освободив 5,5 гектара земли в самом центре города от ветхих деревянных зданий, застроили этот участок не «элитными» жилыми высотками и офисными свечами, а точными копиями старинных деревянных домов, которые стояли здесь в 18-19 веках - многие из них пришлось восстанавливать по сохранившимся фотографиям. Сегодня в этих домах - музеи, рестораны, магазины, ремесленные мастерские...

Очевидно, понятие «городская среда» - нечто более ёмкое, нежели комплекс жилых кварталов, объектов соцкультбыта и магистралей.

Автомобильная развязка на Предмостной площади- Города во второй половине ХХ века принципиально изменили идеологию развития, став пространством, которое должно обеспечить человеку высокое качество жизни, - считает генеральный директор ОАО «Гипрогор» Михаил Грудинин.

Есть ощущение, что сегодня, для того чтобы обеспечить это качество, необходимо освободиться от многих штампов. Например, от бесконечного расширения границ города. Конечно, мы привыкли к тому, что земли в России много, но...

- Если вы развиваете город вширь, то вы должны осваивать новые земли, прокладывать новую инфраструктуру, а в результате получаете неэффективный город, в котором у жителей уходит много времени на перемещение, что влияет на качество жизни, - таково мнение Хана Ван Ден Борна, архитектора, одного из разработчиков мастер-плана Перми - города, очень похожего на Красноярск.

Пешеходный переход на улице Партизана Железняка

Что же предлагают нам западные специалисты? Компактный город с большим количеством общественных пространств, зелёных насаждений, приоритетом общественного транспорта. Город более безопасный и более удобный для жизни. А земли у нас действительно много, и, чтобы это понять, необязательно строить дома на границах Емельяновского района. Сколько городской площади заняты «хрущобами», деревянными двухэтажками, нелепыми гаражами, пустырями и свалками? И может быть, от экстенсивного движения вширь пора переходить к планомерной реновации того, что некоторые архитекторы называют «серым бетонным туманом»? Тем более что у Красноярска есть уникальные ландшафтные преимущества. За счёт расположения в горной «чаше», на разных высотах, у нас нет ощущения придавленности, зажатости городским бетоном. Напротив - открытость пространства, воздушность, перспектива. И если встроить в этот ландшафт кварталы, спроектированные с учётом максимального удобства тех, кто будет там проживать... Кто-то скажет: утопия. Застройщикам экономически невыгодно сносить старое жильё. Действительно, проблема достаточно сложная. Но опыт показывает, что, если речь идёт о планомерных действиях, в которых принимает участие не только бизнес, но и власть, решение оказывается вполне возможным. Об этом свидетельствует опыт реновации застроенных территорий в Санкт-Петербурге. Да и в той же Перми, после создания чёткой схемы обновления города программа реновации начала реализовываться. Нельзя сказать, что это вызвало большое удовольствие у застройщиков, но если новые правила игры определены, бизнесу, чтобы оставаться бизнесом, надо учиться играть по ним.

- Есть ощущение, что традиционные пути невозможны и нужно искать новые. Пусть даже новыми они будут только для нашего города, - сказал на городском форуме глава города Эдхам Акбулатов.

Это высказывание мэра вполне соответствует мыслям многих горожан. В том числе и далёких от архитектуры и строительства. Красноярцы любят свой город и хотят, чтобы он был лучшим. А потому мечтают не только об очевидных нововведениях, таких как подземные паркинги и современные развязки, но и о, казалось бы, невозможном. Расширение проспектов за счёт сдвига домов, разбивка многоуровневых скверов и парков, которые превратятся в настоящие висячие сады, обустройство канатной дороги над руслом Енисея, что позволит сделать ежедневный путь с берега на берег быстрым и красивым. И пускай это лишь мечты, но кто сказал, что им не сбыться?

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Сергей 07.01.2013 (15:57)

И это уже обнадеживает!Лед может тронуться,стоит только в верхах этого сильно захотеть.

Loading...
18:35