07.12.2017 | №3600

Хороший “откат” заразителен

Автор: Дарья ПРОКОПЧУК

Сколько взяточников в Красноярске, как работает прокуратура, полиция и администрация, чтобы выявить коррупционные нарушения и не допустить их повторения? Об этом говорили на круглом столе в нашей редакции в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря.

— Расскажите, что делается в Красноярске для снижения уровня коррупции?

 

Александр Лейзенберг:

— Самый главный механизм в борьбе с коррупцией — публичность, прозрачность. Чиновник должен понимать, что он находится под пристальным взглядом общественности, руководства и правоохранителей. Никто не говорит, что ему нельзя приобретать наследство или автомобиль. Но закон требует, чтобы он делал это открыто и объяснял источники доходов. И надзор за соблюдением этих норм сегодня является одной из главных задач прокуратуры.

Мы занимаемся несколькими направлениями, связанными с противодействием коррупции. Одно из самых важных — это надзор за законностью нормативно-правовых актов, которые принимают городские органы местного самоуправления. Речь идёт о проведении антикоррупционной экспертизы таких актов. За прошедший и текущий годы мы проверили 710 документов мэрии городского Совета и выявили 82 коррупциогенных фактора.

Прокуратура постоянно проводит проверки исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, начиная со стадии принятия на службу, её прохождения и даже в течение двух лет после увольнения.

За девять месяцев нами выявлено более 500 коррупционных нарушений, допущенных государственными и муниципальными служащими, депутатами и руководителями бюджетных учреждений Красноярска. В целых устранения внесено 133 представления, по результатам их рассмотрений 144 виновных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Многие скрывают доходы от вкладов в банках, недостоверно указывают суммы на счетах. Полагают, что никто об этом не узнает. Таких нарушителей мы также наказываем.

Если сравнивать в динамике, то из года в год количество выявляемых нарушений снижается. Четыре года назад, когда требования законодательства были только сформулированы, каждая наша проверка выявляла огромное количество нарушений. Это было также связано с недостаточным опытом и знаний руководителей и кадровых служб. Были даже случаи, когда со служащими расторгали трудовые договоры. Но со временем уровень самосознания чиновников повысился.

Также мы контролируем расходы служащих. Если они превышают общий доход семьи за последние три года, то, будьте добры, покажите источник. Стоит отметить, что закон предусматривает возможность взыскания приобретенного имущества в доход государства, но только если отсутствуют сведения, подтверждающие приобретения на законные доходы. Пока таких прецедентов не было.

Прокуратура выявляет конфликты интересов. Например, установили, что фактически в интересах одной компании были внесены изменения в генплан по территориальным зонам, чтобы разрешить строительство дома. Мониторят прокуроры и размещение незаконной информации в сети “Интернет”, в том числе разъясняющей, как грамотно давать взятки и получать откаты. На страницах описывались латентные способы совершения таких действий, раскрывалась психология общения при предложении второй стороне взятки. Опасность в том, что подобная информация формирует у людей представления о допустимости подобный ситуаций и может стать руководством к действию. Мы обратились с иском в суд, доступ к сайтам закрыли.

 

Александр Косов:

— Органы полиции, как и прокуратура, контролируют выделение и расходование бюджетных средств. Кроме того, ведётся борьба с недобросовестными застройщиками. За прошедший год нами выявлено более 200 коррупционных преступлений. По взяткам зафиксировано более ста фактов.

Ещё одно направление деятельности полиции — работа по сведениям о предоставлении реестра получателей субсидий. Мы проводим проверки в отношении юридических лиц, получивших субсидии. Нарушения при выдаче субсидий уже зафиксированы в этом году. В настоящее время у нас проводится работа по этим материалам. Также есть случаи, когда денежные средства, выделенные по госконтрактам, тратятся не по назначению. Вообще пытаемся охватить все сферы деятельности, куда может проникнуть коррупция.

 

Ирина Зубарева:

— С принятием федерального закона о противодействии коррупции администрацией города принят комплекс мер организационного и правового характера, направленных на обеспечение открытости своей деятельности и упорядочение действий муниципальных служащих. Во избежание возникновения конфликта интересов чиновник не должен действовать по личному усмотрению. Поэтому за последние годы в администрации регламентированы практически все процессы оказания муниципальных услуг. Осуществляется необходимая работа по предупреждению возможных коррупционных проявлений, одним из направлений которой является обучение муниципальных служащих по соответствующим тематикам.

Что касается нарушений при заполнении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, то они случаются. Но, как показывает практика, их количество снижается. Отмечу, что с органами прокуратуры и внутренних дел мы взаимодействуем постоянно. В частности, функционирует межведомственная комиссия по противодействию коррупции, в состав которой входят представители указанных ведомств.

— А что, если муниципалитет не соглашается с выявленными прокуратурой нарушениями?

Ирина Зубарева:

— Внесённые органами прокуратуры представления об устранении нарушений действующего законодательства рассматриваются с обязательным участием представителя прокуратуры. Если действительно допущены нарушения, мы их признаём и устраняем.

А если, с нашей точки зрения, нарушений нет, аргументируем свою позицию, чтобы прокуратура с нами согласилась.

Обращаю внимание, что сигналом о возможных нарушениях являются не только акты прокурорского реагирования. В администрации города продолжает действовать горячая линия по вопросам противодействия коррупции — 226-10-60 (звонки принимают по будням в рабочее время). В настоящее время имеется тенденция снижения количества звонков, но как только она заработала, звонки поступали по разным вопросам, не имеющим отношения к коррупционным. Например, в случае, когда администрация не удовлетворяла требования людей в связи с отсутствием правовых оснований, они воспринимали это как коррупционное проявление.

— Могут ли обычные люди сообщить о коррупционерах в прокуратуру?

Александр Лейзенберг:

— Большая часть наших проверок проведена на основании информации, размещённой в СМИ. Заметка с малейшим намёком на злоупотребление положением становится поводом для проведения прокурорской проверки. Гражданин также может прийти к нам на личный приём или написать письмо. Вся поступающая информация отрабатывается нами на сто процентов. Но мы делаем это взвешенно, корректно, в пределах тех полномочий, которые у нас есть.

— А как в полиции контролируют своих людей от проникновения коррупционеров?

Александр Косов:

— Если нашим сотрудникам предлагают взятку, они должны проинформировать руководство о противоправных действиях. Далее в ситуации разбираются сотрудники нашей внутренней службы безопасности. Недавно подобная попытка дачи взятки сотрудникам ГИБДД была зафиксирована. Инспекторы сообщили о том, что гражданин предложил им сумму, чтобы провести в фуре товар. В результате проверки информация подтвердилась, и в настоящее время в отношении данного гражданина возбуждено уголовное дело.

А для граждан также работают “горячие линии”, куда можно сообщать о коррупции. И есть отдел, который мониторит социальные сети, его сотрудники ежедневно докладывают руководству о сообщениях граждан.

Участники круглого стола:

Александр Лейзенберг, прокурор Красноярска;

Александр Косов, врио начальника ОЭБиПК МУ МВД России “Красноярское”;

Ирина Зубарева, начальник отдела оперативно-правовой работы департамента общественной безопасности администрации.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Также в этом разделе

Комментарии
Loading...
14:22