11.09.2017 | №3561

Когда лучше молчать, чем говорить

Автор: Светлана ФИЛИППОВА

На собеседованиях люди стремятся продемонстрировать лучшие качества, чтобы работодатель сразу понял: надо брать. Но при этом многие, сами того не осознавая, делают ошибки, лишая себя шансов на работу. И важно знать типичные ошибки и не совершать их.

Первое впечатление на собеседовании происходит в первые 17 секунд. Одевайтесь более консервативно, чем обычно, в тёмные тона, чисто и аккуратно. Не забудьте про причёску, зубы, ногти и дезодорант. Даже если вы знаете, что здесь дресс-код позволяет носить джинсы, не позволяйте себе этого. Минимум обнаж ённого тела, голых животов; ничего особо модного, даже если вам всего двадцать.

— Когда мне позвонила женщина с просьбой рассмотреть её резюме, я согласилась и пригласила на собеседование, — рассказывает Ольга Кречетова, кадровый работник. — Оказалось, что женщине около 50 лет. Возраст меня не смутил бы, в пресс-службе могут работать люди разного возраста. Но когда она зашла в кабинет в верхней одежде, с шапкой на голове, я поняла: не наш человек. Даже если не предложили раздеться, нужно снимать верхнюю одежду, когда заходишь к потенциальному работодателю. Можно держать пальто в руках. Особенно важен внешний вид в зрелом возрасте.

Распространённая ошибка — ругать предыдущих работодателей. Даже если вас коварно обманывали, годами не выплачивали зарплату, морально унижали, лишали премии — об этом лучше промолчать. По одной простой причине: потенциальный работодатель вместо того, чтобы обнять и пожалеть вас, может спроецировать ваши рассказы на себя, и будет прав.

Нельзя рассказывать о своих личных проблемах. Например, объяснять ими уход с предыдущего места работы: “Я ушёл, потому что разводился, болел, сын покатился по наклонной и получил двойку, умерла бабушка…”. На сына и на все ваши личные проблемы всем наплевать. И жалобы только подтолкнут потенциального работодателя к отказу в работе. Что касается причины ухода с предыдущей работы — обязательно должен быть внятный ответ на этот вопрос, который наверняка зададут. Очень часто желание сменить работу вызвано либо условиями труда, либо интересностью проектов — про это необходимо сказать работодателю, чтобы он примерил ваши ответы на свои условия работы и свои проекты.

Нельзя как молчать, так и, наоборот, взбираться на воображаемую табуретку и рассказывать интервьюерам о себе, не давая возможности вставить слово. Обе крайности, мягко говоря, не располагают к собеседнику, а свидетельствуют о том, что у соискателя отсутствуют навыки самопрезентации. Важно суметь кратко и по делу рассказать о своих достоинствах.

Довольно опрометчиво не слушать, о чём говорят ваши собеседники. Во-первых, профессионалы сразу замечают рассеянный, скучающий взгляд. Во-вторых, можно пропустить мимо ушей важную информацию. В-третьих, теряя нить разговора, человек заодно утрачивает способность манипулировать собеседником.

Если вы соврёте по поводу своей должности и зарплаты на предыдущем месте работы — будьте уверены, об этом обязательно узнают (позвонят руководству, уточнят у бывших коллег, способов много). Кстати, по поводу зарплаты врут примерно 60 процентов всех соискателей. Лучше всего не врать вообще — ни о работе, ни о не связанных с работой вещах. Нередко кандидаты, стремясь показаться разносторонне развитыми людьми, приписывают себе увлечение театром, творчеством ранних прерафаэлитов и прочим дайвингом. И забывают о риске нарваться на знатока в одной из этих областей, который не сможет сдержаться и не спросить родственную душу о его увлечениях. Лучше о чём-то умолчать, чем преувеличивать.

Попытки рассказать будущему руководству о том, какие они дураки и не лечатся, но “я знаю, как вас спасти”, ещё одна трагическая ошибка большинства. “Когда я приду к вам, первым делом уволю весь свой отдел”, — скажите это, и, будьте уверены, никуда вы не придёте.

Достаточно неприятное впечатление производит незнание проектов, перечисленных в резюме: либо освежайте свои воспоминания, либо не пишите о забытых проектах совсем. Важно указывать в резюме то, о чём сможешь рассказать в деталях и с примерами. На собеседовании вас обязательно спросят о вашей роли в проекте и о результатах, которых вы смогли добиться. Это касается и тренингов: указал — изволь сказать, о чём был, чему научили, как применял.

Не рекомендуется отказываться от тестовых заданий, аргументируя свой отказ тем, что “это всё глупости”. Говорить “я напишу вам тестовую концепцию, а вы её украдёте, не взяв меня к себе” тоже нельзя (хотя некоторые компании именно так и поступают) — желающие найти хорошую работу не должны быть мелочными. Ну и что, если вы подарите кому-то свою идею, рука дающего не оскудеет.

Уходя, поинтересуйтесь и договоритесь о дальнейших взаимных действиях. Придя домой, напишите электронное письмо, выразите признательность за уделённое время и приятную беседу, выразите надежду на благоприятный исход, сообщите какие-либо факты, о которых забыли или не успели сообщить во время собеседования. Позвоните через несколько дней сами, узнайте результат.

— На собеседовании мне не сказали ни “да” ни “нет”, — рассказывает красноярец Сергей Локотков. — И я решил, что нужно о себе напомнить. Через несколько дней позвонил руководителю, который со мной беседовал, и сказал, что очень хочу работать у него и что он не пожалеет. Прошло несколько лет. Недавно мой начальник вспомнил ту ситуацию. Сказал, что благодаря моей настойчивости он взял меня на работу, хотя планировали взять другого человека. О выборе в итоге не пожалели ни он, ни я. Сейчас я возглавляю один из филиалов нашего предприятия.

Акцент

Опоздание на собеседование — один из самых раздражающих (и при этом самых распространённых, к моему сожалению) факторов для собеседующих, особенно для людей с плотным графиком. Конечно, в большинстве случаев это вызвано объективными факторами, но воспринимается всё равно как неуважение. Поэтому заранее необходимо чётко узнать адрес и сколько времени займёт дорога с учётом пробок, пересадок и прочего.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter чтобы отправить нам.

Получить код для вставки в блог

Комментарии
Loading...
вчера 18:09